Газета выходит с октября 1917 года Sunday 12 мая 2024

Царственных страстотерпцев помянут в Петербурге

И спустя 95 лет после гибели семьи Николая II неясно, где покоятся их останки

Сегодня, в 95-летнюю годовщину расстрела императорской семьи, в храмах Петербурга пройдут памятные службы, посвященные царственным страстотерпцам.

Захоронение останков царской семьи в Петропавловском соборе

Так совпало, что на 2013 год пришлись две круглые даты, посвященные Дому Романовых: 400-летие династии русских царей и «Царская Голгофа» — 95-летие расстрела царской семьи.

Обычно 17 июля — в День расстрела августейших особ — в петербургских храмах проходят памятные службы. А накануне — крестный ход, посвященный новомученикам и исповедникам российским, — паломники идут по местам, где бывали Николай II и члены его семьи. И в этом году крестный ход «Царский путь», организованный Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой и Александро-Невским братством, начался 12 июля после патриаршего богослужения в Петропавловском соборе, а закончится ночью 17 июля в городе Пушкине, у стен Федоровского городка...

А между тем православная церковь до сих пор еще не ответила на вопрос: кого же мы похоронили в Петропавловском соборе пятнадцать лет назад? Ведь 17 июля 1998 года, когда состоялось захоронение «екатеринбургских останков» в присутствии президента Бориса Ельцина, патриарх Алексий II не приехал на церемонию погребения, объясняя это тем, что отсутствуют достаточные основания считать «екатеринбургские останки» царскими. 

Нет единого мнения и у потомков рода Романовых. По мнению представителя Ассоциации членов семьи Романовых Ивана Арцишевского, патриарх Алексий II принимал «политическое» решение. 

— Представьте себя на месте патриарха — какое решение можно было принять святейшему? Приехать в Петропавловскую крепость и хоронить их как великомучеников? Или как императора и членов августейшей семьи? И если хоронить как императора — значит, мы не признаем Зарубежную церковь, а уже тогда велась великая работа по объединению церквей. А если хоронить как святых, тогда наше православное сообщество сказало бы: как же так, ведь мы еще не приняли решение о канонизации царской семьи. Я надеюсь, что церковь примет правильное решение и у нас будет место, куда можно будет прийти и поклониться мощам, — говорит Иван Сергеевич.

Николай II и Александра Федоровна. Акварель С. Александровского. 1894.

У приехавшей на юбилей царского дома главы императорского дома великой княгини Марии Владимировны Романовой свое особое мнение, которое совпадает с мнением РПЦ.

— С самого начала, когда были найдены останки, моя мать и я хотели, чтобы была проведена экспертиза, чтобы все наконец-то стало ясно, — рассказала Мария Владимировна после Божественной литургии в Петропавловском соборе. — Мы очень надеялись, что найденные останки принадлежат царской семье, но, к сожалению, появились некоторые сомнения, которые у нас есть до сих пор. Видимо, еще не настало время, чтобы канонизировать останки. Ведь ни РПЦ, ни императорский дом не могут обмануть людей — если есть серьезные сомнения в подлинности найденных останков, то надо подождать, пока все не станет достаточно ясным.

↑ Наверх