Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 сентября 2019

Целомудренность «Интимных мест»

Несмотря на провоцирующее название, это довольно робкое кино. Скромное, как влюбленный пятиклассник

«Интимные места». Россия, 2013. Эротическая мелодрама с элементами комедии. Режиссеры и сценаристы —  Наталья Меркулова, Алексей Чупов. В ролях: Юрий Колокольников, Олеся Судзиловская, Юлия Ауг, Никита Тарасов, Ксения Каталымова, Екатерина Щеглова, Тимур Бадалбейли, Динара Янковская, Павел Артемьев.

Девушки в плюще предлагали гостям презентации яблоки.

На блюдах разложены поблескивающие виноградинки и сочная арбузная плоть. Полуобнаженные девушки, увитые каким-то искуственным плющом, предлагают всем желающим попробовать яблочко. Впрочем, делают они это не настолько убедительно, чтоб я взял фрукт, последовав печальному примеру Адама. Тем более что про опасность соблазна напоминает плакат фильма «Интимные места» — на нем как раз воспроизведена старинная гравюра с Адамом и Евой. То есть сразу ясно, что речь в фильме пойдет о всяком запретном, тайном, сладком. Как арбуз. Уточнить, к сожалению, возможности не было. Дебютанты-режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов на премьеру не пришли, поскольку были в Торонто. Фильм гремит уже по всему миру. Он получил сразу несколько призов на «Кинотавре». Его видели Канн и Карловы Вары...

Еще задолго до выхода фильма в широкий прокат его обсуждали как откровеннейшую картину этого года, как некий вызов, смело вышедший аккурат в период ужесточения законодательства и всяческой борьбы за чистоту нравов.

Фильм — это несколько новелл о сексуальной жизни нынешней Москвы. Герои этих новелл, пересекаясь друг с другом, треть экранного времени неуклюже пытаются вступить в интимные связи, треть — обсуждают свои неудачи и треть — просто молча рефлексируют о несовершенстве жизни. 

Главный интерес к картине вызвал факт, что одна из ее героинь, страдающая от неудовлетворенности на личном фронте, женщина — председатель комитета за нравственность, продвигающая соответствующие цензурные ограничения. Все тут же узнали в героине депутата Елену Мизулину.

— Режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов уверяли, что сценарий писался года за два до всех событий с Мизулиной, — рассказывают прокатчики. — То есть это такое попадание, причем стопроцентное. И все наши проблемы начались именно с этого… Пришлось еще «запикать» матерные слова — только после этого фильм получил прокатное удостоверение.

Впрочем, тут много еще чего: откровенная демонстрация гениталий в первом же кадре, мат — примерно на второй минуте фильма. Муж и жена — оба влюбляются в циркового фокусника. Другой муж не любит жену, а мечтает о толстой продавщице игрушек. Фотохудожник снимает «интимные места», а потом рассуждает о свободе. Циничный психоаналитик пытается им всем помочь, но и сам поддается странностям своего влечения… Имеются в комплекте также однополая любовь и любовь к лилипуткам.

Так что «Интимные места» просто-таки вобрали в себя все темы последних лет, которые дипломатично называются «непростыми».

Актриса «On.Театра» Динара Янковская, сыгравшая в новелле о любви двух женщин, объясняет: есть некий страх «этих тем» не только в нашей стране, а вообще у всех людей. Но почему надо чего-то бояться или скрывать? Это неотъемлемая часть нашей жизни.

— Этот фильм мне точно помог раскрепоститься и стать смелее, — говорит она. И добавляет: — Теперь я родила сына, ему три месяца. Думаю о том, что его ждет в жизни. Что будет, если он вырастет и скажет: «Мама, я люблю мальчика»? Наверное, мне придется это принять… Хотя детей, по-моему, надо от этой информации ограждать. Возрастные ограничения у нас приняты правильные.

Актер Павел Артемьев сыграл того самого фокусника. Павла все помнят, наверное, по «Фабрике звезд» и группе «Корни».

— Вообще я не зациклен на этой теме, — сказал он, фирменно усмехаясь из-под мелких густых кудрей. — Но приятно, что большому количеству людей это нравится…

Актеры и дистрибьюторы говорили о свободе и смелости, которую они почувствовали в фильме. О том, что это — не про секс, а про счастье, про кризис среднего возраста, про возвращение к себе… Похоже, все и вправду верят, что это — безумно отважный фильм.

Нет, фильм «Интимные места» — совсем не смелое кино. Это довольно-таки робкое кино. Скромное, как влюбленный пятиклассник (что в принципе дебюту и простительно). Да, там показываются несколько раз половые органы и звучит мат. Но этим фильм и ограничивается. По своей напряженности новеллы эти ничуть не отличаются от какой-нибудь западной или даже нашей комедии «про это», которые тучами идут в кино, — ну разве что тут все мелодраматичней. И снято с лоском — в этом умении не откажешь оператору эстонцу Марту Таниэлю.

«Интимные места» не погружаются в бездну сексуальности, в электрический психологизм, скажем, Ларса фон Триера — и не возвышаются до блестящих обобщений, до метафорических высот Антониони. 

Да и не пытаются. Получается такой умеренно смешной декамерончик, набор пикантных историй, зажатый вполне в общем духе эпохи. Где краснеют и хихикают, стоит чуть приспустить трусы.

Правда, сквозь всю эту зажатость сквозит и сочится какое-то бессознательное. И можно поверить, что сами создатели фильма страдали от невысказанности и мечтали о серьезном разговоре — просто не были к нему готовы. Спасибо и за это — хотя бы за желание поговорить начистоту.

↑ Наверх