Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Целый месяц в Петербурге будет «Гроза»

Это пообещал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Не пугайтесь — речь не о погоде, а о картине Джорджоне из венецианской Галереи Академии. Знаменитое полотно, которое директор Эрмитажа назвал одним из самых удивительных и таинственных в истории живописи, покинуло Венецию лишь во второй раз. Присутствовавший на вернисаже замминистра культуры Италии Риккардо Виллари весьма галантно заявил, что они не могли отказать Петербургу, «ведь этот  грандиозный город — культурная столица России».

По словам ведущего научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Ирины Артемьевой, «Джорджоне открывает в истории живописи период Высокого Возрождения, в мире известно около 30 полотен художника». Она объяснила собравшимся, в чем же именно заключается таинственность картины: «До сих пор не разгадан сюжет. В искусствоведческом мире существует множество гипотез на эту тему. Античные мифы, христианские сюжеты, сцены из произведений Джованни Боккаччо...» Куратор продемонстрировала публике книжку, пояснив, что это «испанский детектив под названием «Буря» (так иногда переводится название картины. — Прим. авт.), действие в котором закручивается вокруг знаменитого полотна Джорджоне и попыток расшифровать его».
Перед картиной, выставленной в Аполлоновом зале, народ стоит подолгу, пытаясь разгадать эту шараду, постичь послание художника, дошедшее до нас сквозь пять столетий.

Грозовое небо, разрезанное ослепительным зигзагом молнии, лиловые тучи, клубящиеся над темными башнями странного города и мостом. На переднем плане юноша с посохом, в белой рубашке, алом плаще и узорчатых коротких штанах. Справа — обнаженная женщина кормит грудью ребенка. Эти персонажи, не объединенные ничем, находятся в странном оцепенении. Словно завороженные, они застыли на месте,  даже не пытаясь убежать от надвигающейся грозы.
Быть может, гроза — символ судьбы, которая может нанести удар вдруг, разрушив в одночасье безмятежность нашей жизни? Или это аллегория бурных чувств, бремени страстей человеческих, укрыться от которых не в нашей власти?

Так или иначе, вы можете посмотреть картину и выдвинуть свою версию изображенных событий до 7 августа. Михаил Пиотровский пообещал, что для желающих посмотреть именно эту картину будет организован специальный режим посещений (чтобы не стоять в многочасовых очередях).
Если будет возможность, не поленитесь, дойдите от Аполлонова зала до Итальянской галереи, чтобы освежить в памяти другую знаменитую картину Джорджоне, принадлежащую Эрмитажу, — «Юдифь с головой Олоферна».

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх