Цены пытаются обуздать
Но пока это не очень получается
В прошлые годы сентябрь и октябрь были месяцами самых низких в году цен на овощи. В нынешнем, по данным агропромышленного комитета Ленобласти, в регионе выращен хороший урожай, однако цены на овощи уже с начала сентября стали расти, как говорится, не по дням, а по часам.
Если в прошлом году в это время пятикилограммовая упаковка отечественного картофеля стоила 101 руб. 59 коп., то нынче в том же супермаркете российский картофель в упаковке 2,5 кг стоит аж 172 рубля, правда, есть импортный — белорусский: пятикилограммовая сетка продается по 130 руб. 19 коп.
Килограмм лука в прошлом году в это же время стоил 18 руб. 89 коп., теперь — 26 руб. 24 коп., капуста соответственно стоила 12 руб. 90 коп., а теперь ее цена — 13 руб. 54 коп. По утверждению экспертов, с одной стороны, рост цен на плодоовощную продукцию — следствие антисанкций: предложение на рынке сократилось, следовательно, цены растут, с другой стороны — производители кивают на перекупщиков и торговлю, которые, по их мнению, необоснованно накручивают цены.
Покупатель нынче ищет «скидочные» товары.
«Хлебная» поправка
Эта ситуация подвигла правительство РФ, опережая события, инициировать принятие закона о так называемой хлебной поправке. Пока еще цены на хлеб не рванули вверх, но в ближайшее время, если не принять меры, такое может случиться. Так вот, отныне торговля не вправе делать лишние наценки на хлеб. Торговым предприятиям запретили требовать «вознаграждение» на весь выпеченный хлебопеками товар.
«Хлебная» поправка стала первым изменением торгового законодательства со времени его выхода в свет в 2010 году. Еще тогда правительство утвердило список социально значимых товаров. В соответствии с законом при резком изменении цен на них автоматически запускается государственное регулирование. Но эта мера ни разу не применялась.
Сегодня в свете данного закона Смольный готовит подписание меморандума с хлебопеками, которое призвано заморозить существующие цены на хлеб. То есть поднимать их производители уже не смогут. Их издержки, как предполагается, будут покрыты за счет неуплаты тех самых бонусов сетям. Однако сами хлебопеки высказывают опасение: торговые сети будут искать лазейки для того, чтобы все-таки вынудить изготовителей заплатить им.
— Подписание меморандума — это действенная мера, которая поможет сдержать цены на социально значимые сорта хлеба, — считает генеральный директор ЗАО «Торговый дом «Ржевка Хлеб» Артур Аникиев. — Однако есть опасность, что меморандум ударит по производителям. Хотя сетевые магазины согласно постановлению правительства №950 от 17.09.2014 отказались от вознаграждения за отдельные виды социально значимых сортов хлебобулочной продукции, есть вероятность, что сети компенсируют свои убытки за счет других статей бюджета. Например, увеличат совместную с производителями маркетинговую активность. Иными словами, обяжут потребителей вкладывать деньги в рекламу своего товара, придумывая всевозможные акции и другие мероприятия. Тем не менее первый шаг в правильном направлении сделан.
Для малоимущих могут ввести карточки
Не исключено, что правило «хлебной» поправки вскоре распространится и на другие социально значимые продукты — такие как молоко и курица, — которые продолжают активно прибавлять в цене.
— Падение курса рубля сказывается на цене не только импортных товаров, но и отечественных, которые теоретически не должны от него зависеть, — поясняет гендиректор группы компаний «Лосево» Эльдар Беглов. — Хотя подавляющее большинство кредитов предприятия отрасли берут в рублях, то есть непосредственных рисков, связанных с ростом курса валюты, нет, кредиты все равно будут дорожать. Потому что банки потеряли возможность занимать дешевые деньги на Западе под 2 — 3% годовых, как было раньше. А внутри России денег не так много, спрос на них растет, соответственно растут и ставки по кредитам. Кроме того, растет цена на сухое молоко, которое в нашей стране практически не производится. Наконец, есть третий фактор: корма. Часть компонентов комбикормов также не производится внутри страны и покупается за границей. Таким образом, хотя молоко и производится в России, зависимость его себестоимости от курса рубля достаточно велика.
По данным Росстата, с начала октября цены на продукты выросли на 0,2%, с начала года — на 6,5%. В 2013 году цены тоже росли, но другими темпами. С начала года по октябрь инфляция выросла всего на 5,3%.
С начала октября подорожание коснулось плодоовощной продукции. Огурцы выросли в цене на 7,6%, помидоры — на 3,6%, картофель — на 2,8%, лук — на 1,2 %.
Мороженая рыба, говядина, свинина, куры, колбасы полукопченые и варено-копченые, сыры, сметана, конфеты мягкие, глазированные шоколадом, карамель подорожали на 0,4 — 0,5%.
В то же время есть и товары, которые, по данным Росстата, подешевели с начала октября. Цены на сахар-песок снизились на 0,8%, на пшено и крупу гречневую — на 0,2% и 0,1% соответственно. Подешевели яблоки и морковь, правда, незначительно — на 0,7%.
Потребители вынуждены в этой ситуации затягивать пояса, торговые сети указывают на падение покупательского спроса.
— В последнее время стараюсь покупать продукты по каталогу, — поделилась с корреспондентом «Вечёрки» пенсионерка Татьяна Владимировна, — выбираю то, что подешевле, что-то покупаю впрок. Вот сейчас, например, можно купить дешево гречку — за 37 руб. 900-граммовую пачку, и хотя у меня дома есть небольшой запас крупы, все равно беру. Черный виноград сегодня дешевый, возьму килограммчик, полакомлюсь. Слежу и за акциями, покупаю продукты со скидкой.
Что касается малоимущих слоев населения, то все чаще возникают разговоры о введении программы продовольственных карт, в частности, такое предложение на днях озвучил глава Минпромторга Денис Мантуров. По таким картам малообеспеченные смогут покупать со значительными скидками продукты первой необходимости. Но пока это лишь предложения.
ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ В ГИПЕРМАРКЕТЕ ЭКОНОМКЛАССА
Метки: Потребитель Торговля Продукты
Важно: Правила перепоста материалов