Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Цены снизятся, конкуренция повысится

Чего ждать рядовому гражданину от членства нашей страны во Всемирной торговой организации

 

 

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стало одной из самых горячих тем последних дней. Аналитики вовсю обсуждают тонкости процесса и глобальные последствия вхождения нашей страны в уважаемую организацию. Но разобраться, что даст членство России в ВТО обычному человеку, каждому из нас, по-прежнему многим сложно. «Вечёрка» попросила рассказать об этом специалиста. На пять простых вопросов о ВТО отвечает Константин Ямщиков, начальник аналитического департамента агентства «Live-Energo».

1. Что будет с нашими зарплатами, пенсиями, стипендиями и ценами на потребительские товары?
— Вступление в ВТО означает снижение пошлин, а значит, и цен на потребительские товары. Правда, снижение цен начнется далеко не сразу и в итоге составит всего лишь около 4 — 5%. Аналитики ожидают и роста зарплат специалистов разного уровня подготовки — в самых разных сферах. Причиной станет приход на российский рынок многих западных компаний. Известно, что от вступления в ВТО в первую очередь выиграют металлургические и химические предприятия, а значит, зарплата специалистов в этих отраслях заметно увеличится. Пока мы не оценивали этот рост, но некоторые коллеги говорят о 15%. Так как цены будут постепенно снижаться, а зарплаты — повышаться, можно ожидать и роста на рынке потребления. А вот насчет изменения пенсий и стипендий говорить пока сложно, да и преждевременно.

2. Появится ли в наших магазинах больше качественных и вкусных продуктов?
— Конкуренция, вызванная вступлением страны в ВТО, затронет и рынок продовольствия. Главное, что наконец-то появятся необходимые стандарты качества, которые уже давно приняты в западных странах, а сейчас впопыхах принимаются у нас. В правилах ВТО прописано: если страна такими стандартами не обладает, то все товары импортируются в нее на условиях поставщика. А это может стать серьезным ударом по отечественному производителю.

3. В последние годы у нас в городе появилось много автосборочных производств. Что будет с ними? Ведь в рамках ВТО не будет прежних грабительских пошлин, и производителям не нужно для входа на рынок поддерживать здесь свои заводы.
— Правительство уже обязало иностранные компании постепенно подключать к автосборочному производству и наши предприятия. Но Запад производит в России лишь то, что невыгодно ввозить из-за малой прибавочной стоимости. А все наукоемкие компоненты они разрабатывают «под колпаком»: так, чтобы отечественный производитель остался от них изолированным. Теперь иностранным автосборщикам и вовсе не нужно будет поддерживать свои заводы на территории России. Это может, с одной стороны, окончательно задавить отечественное автомобилестроение, а с другой — ударить по планам города развивать автосборочные производства. Отмечу также, что пошлины будут снижаться постепенно, из года в год. Поэтому ввозить машины станет выгоднее, чем производить, только через четыре-пять лет.

4. Означает ли вступление в ВТО открытие границ для западных страховщиков и банковского сектора?
— По нашей оценке, российские банки смогут конкурировать с иностранными. Ситуация со страховыми компаниями опаснее. Международные страховые компании уже не раз заставляли пошатнуться более слабых конкурентов после вступления страны в ВТО. Однако страховых гигантов будут пускать на российский рынок осторожно, постепенно. После вступления в ВТО доля иностранного капитала в страховой фирме ограничена 51%, и лишь позднее это ограничение снимут окончательно. Самостоятельно появиться на рынке страховые гиганты смогут только через девять лет.

5. Как для потребителей изменятся цены на энергоносители — газ, электричество, тепло?
— Сегодня в структуре отечественного экспорта почти 75% занимают именно энергоносители, топливо. С этой точки зрения вступление в ВТО не представляет большой выгоды, ведь и без того западные потребители слишком крепко привязаны к российской нефти и газу и не смогут от них отказаться. Отмечу, что ВТО регулирует торговлю товарами, но никто не ограничивает импорт энергоносителей, ведь все заинтересованы в их приобретении. Отечественный потребитель также не заметит никаких изменений.

 

 

↑ Наверх