Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Церетели хочет построить в Петербурге новый музей Академии художеств

Ныне существующий он называет слишком тесным

Новый музейно-выставочный комплекс планируется разместить на Литейном дворе Академии художеств, в специально выстроенном здании. Петербургские художники опасаются, что на смену слишком тесному музею академии придет чрезмерно большой.

Фасады этого комплекса академических зданий на 4-й линии Васильевского острова сияют свежей реставрацией. Выдержат ли старинные дома ту стройку с размахом, что может развернуться во дворах?


Автором идеи создания нового выставочного комплекса стал президент Российской академии художеств Зураб Церетели, а вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи инициативу поддержал. 

— Сейчас у академии слишком мало музейно-выставочных площадей, — рассказала пресс-секретарь вице-губернатора Юлия Стрижак. — Поэтому большая часть коллекции хранится в запасниках. А на площадях нового комплекса можно будет разместить около 100 тысяч экспонатов.

Новое культурное пространство обещают сделать доступным для всех горожан, как и ныне существующий музей. Но проект будущего комплекса пока не разработан, вопросы финансирования не решены. По словам Юлии Стрижак, сначала нужно передать земельный участок и те постройки, что сейчас находятся на Литейном дворе, в собственность города. 

— Это вспомогательные корпуса, они не представляют архитектурной ценности и будут снесены, — пояснила представитель вице-губернатора. 

Она отметила, что город готов участвовать в финансировании проекта, но надеется, что Церетели тоже внесет свою лепту. 

«Академия трех знатнейших художеств», ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, была основана по инициативе графа Ивана Шувалова и Михаила Ломоносова в 1757 году. Среди выпускников знаменитой на весь мир высшей школы русского искусства — художники Федор Рокотов, Карл Брюллов, Иван Крамской, Василий Серов, Илья Репин, Исаак Бродский, Игорь Грабарь, Митрофан Греков; архитекторы Василий Баженов, Андрей Воронихин, Василий Стасов, скульпторы Петр Клодт, Марк Антокольский и многие другие. 

В научно-исследовательском музее академии собраны рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры. 

Постоянные экспозиции музея развернуты в трех этажах «циркуля» — внутреннего концентрического корпуса здания академии. Галереи вдоль внутреннего круглого двора диаметром 55 метров отданы под экспозиционное пространство. 

У музея есть четыре филиала — это музеи-квартиры Исаака Бродского, Ильи Репина, Павла Чистякова, Архипа Куинджи.

— На мой взгляд, новый музейный комплекс академии действительно нужен — слишком много работ сейчас хранится в запасниках, — считает член Союза художников, преподаватель Института искусств СПбГУ Петр Татарников. — Но каким именно будет новый музей? Здесь возникает много вопросов. Например, впишется ли новое здание в архитектурный ансамбль академии, — известно, что Зураб Константинович любит размах. Я думаю, в разработке проекта должны принимать участие петербургские архитекторы, и его нужно вынести на открытое обсуждение. Но захочет ли Церетели с кем-то советоваться? Я не знаю, спрашивал ли он совета, когда ставил в круглом дворе академии свой памятник, но после этого двор, который всегда был открыт для студентов и сотрудников, заперли на замок.

 

↑ Наверх