Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Цою не дали забронзоветь в тихом месте

Памятник музыканту еще не скоро появится на проспекте Ветеранов. Эксперты вновь отправили скульптуру на доработку

Бунтарю предложено тихое место на проспекте Ветеранов

Вчера художественная секция комитета по градостроительству и архитектуре в очередной раз рассмотрела памятник Виктору Цою, местом которого Смольный в 2010 году назвал участок вблизи пересечения проспекта Ветеранов и улицы Солдата Корзуна: парк Александрино. Семья рок-музыканта жила на проспекте Ветеранов, 99, до 1998 года, и именно в этом парке была сделана известная видеосъемка прогулки Виктора Цоя с детской коляской.

Конкурс на памятник прошел в 2011 году. В финал вышли 18 работ, удручивших экспертов своим однообразием. Предлагалась фигура в сценической позе и с артистической шевелюрой. Работы отличались преимущественно разными способами размещения гитары: в руках, за спиной или наперевес, но в любом случае музыкальный инструмент порождал ассоциации с автоматом, и издалека фигуру можно было принять за типовой советский памятник солдату. 

В 2011 году лучшей назвали работу скульптора Алексея Ничепорчука. Однако эта работа не устроила  фонд «Памяти Виктора Цоя», спонсируемый частным лицом. Фонд  предложил другую фигуру — работы скульптора Матвея Макушкина. В 2012 году художественная секция КГА вариант фонда забраковала: сочтя его нестерпимо банальным. Присутствовавший на заседании корреспондент «ВП» слышал довольно резкие отзывы мэтров архитектурного и скульптурного цеха города. 

Вероятно, чтобы подобные реплики не просачивались в прессу, вчера представители фонда объявили обсуждение нового варианта памятника Цою закрытым для прессы. Прессу выпроводили в коридор литейных мастерских Академии художеств, где был показ скульптуры. Под гулкими сводами огромного помещения грохотали призывы экспертов заботиться о судьбе города и о том, что в него привносят, — не услышать было невозможно. 

В данном случае фонд предложил привнести совместный труд Алексея Ничепорчука и Матвея Макушкина. Работу не приняли. Представитель КГА дал официальную трактовку: «Проект не готов к тому, чтобы его показывать членам рабочей группы комитета. Модель не проработана».

Виктор Сиваков, заслуженный художник России, директор регионального Архитектурно-художественного фонда, поделился с корреспондентами Балтийской медиа-группы общим впечатлением от памятника: «Получилось неким образом надгробие, и это тенденция последнего времени — ставить подобные скульптуры».

По словам Виктора Андреевича, город сейчас завален предложениями по установке памятников, художники идут на поводу вкусов заказчиков, но при этом художественный совет КГА (как еще иначе называют рабочую группу экспертов, имеющую длинное официальное название) не имеет решающего голоса. Как и градостроительный совет. При этом, когда спонсорами проталкиваются слабые и банальные работы, на экспертов оказывается давление общественным мнением. 

— Памятник человеку, который своим голосом поднимал миллионы людей, должен быть иным. И место для него хотелось бы видеть иное. Допустим, парк Авиаторов рядом со студенческим городком, где всегда много молодежи. Можно было бы продумать композицию с устройством сцены, на которой проходили бы выступления музыкантов, — помечтал Виктор Сиваков об атмосфере, более приличествующей мятежному духу Цоя, чем прогулочный парк на Ветеранов, в котором предложено забронзоветь бунтарю из перестроечной эпохи.

Эскиз проекта: фонд «Памяти Виктора Цоя»
↑ Наверх