Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Цвет новых станций ориентирован на цвет ветки метро

Корреспондент «ВП» Алексей Шолохов изучил архитектурные особенности новых станций и побеседовал с автором «Международной» Николаем Ромашкиным-Тимановым

 

Для тех, кто ездит в метро (а таковых в Петербурге, несмотря на огромное число автомобилей, подавляющее большинство), к Новому году приготовили сразу три подарка. Первый подарочек скромный: закрытие станции метро «Петроградская» перенесли с 17 декабря на 5 января. Зато два других — роскошны: в Купчине открываются станции метро «Международная» и «Бухарестская»!


Мрамор, оникс, гранит, латунь

В оформлении новых станций использованы мрамор, оникс, гранит. На «Международной» есть даже и латунь. «Она создает акцент», «служит дополнительным ориентиром для прохода пассажиров на платформы», а решена в «современном интернациональном стиле», — пишет руководитель отдела института «Ленметрогипротранс» Дмитрий Бойцов в своей статье о метро.

Строго говоря, «интернациональный» стиль не известен ни в истории искусства, ни в метростроении. Даже корреспондент «ВП» не знал о таком современном стиле. Впрочем, чем бы архитектор ни тешился, лишь бы не плакали пассажиры. Печалит лишь одно. Весь этот праздник интерьерной жизни с момента своего создания до самого завершения прошел вне открытого конкурсного процесса, как то было еще совсем недавно. И как вроде бы положено по так не любимому московским руководством Союза архитекторов России 94-му федеральному закону. 

Калатрава и Фостер проектировали метро. Но не в Питере

Не выносилось обсуждение интерьеров новых станций и на Градсовет Петербурга. Все решалось на совете института над «Владимирской», в котором в основном и идет проектирование всех станций. А кто публичен из специалистов, в нем заседающих? Cкорее Служба внешней разведки России в Ясеневе под Москвой более открыта, чем этот совет на «Владимирской»! Почему молодежь, студенты питерских архитектурных вузов практически ни разу не выполняли задание на тему «интерьер станции метро»? Когда еще 25 лет назад даже читатели детской газеты вместе с Владимиром Щербиным проектировали «Пионерскую»? 

Почти все современные питерские станции спроектированы одним и тем же,  уже давно устоявшимся профессиональным коллективом авторов. С редкими исключениями: так, станция «Крестовский остров» была поручена мастерской архитектора Евгения Рапопорта. Этот проект получил высшие архитектурные награды России. В то время как в общероссийской и мировой практике творческие конкурсы среди звезд мировой архитектуры на значимые станции метро — абсолютно привычное дело. Сантьяго Калатрава, Норман Фостер и другие именитые архитекторы строили станции в разных городах. ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» также обязано проводить открытые конкурсы на разработку проектов новых станций. 

Впрочем, нынешний праздник жителей города эти вопросы едва ли омрачат. Давайте их еще раз обсудим в спокойной обстановке. А пока — с открытием! И пусть солнечные цыганские мотивы Бухареста на мозаичных панно  работы Александра и Егора Быстровых, архитектора Дмитрия Бойцова и теплые тона «Международной» Николая Ромашкина-Тиманова хоть немного согреют вас нынешней холоднющей зимой.

Прямая речь

На наши вопросы отвечает автор «Международной» Николай Ромашкин-Тиманов.

— Николай, как долго вы работали над проектом станции «Международная»?
— Три года. А вообще история станции «Международная» — достаточно долгая. 

В 90-х годах был построен один тоннель. Затем процесс был остановлен из-за прекращения финансирования. И лишь четыре года назад проект запустили вновь.

— Привычны ли новые станции петербуржцам по конструктивному типу? 
— Две новые станции представляют два традиционных конструктивных типа. «Международная» — колонная; «Бухарестская» — пилонная. В Петербурге есть станции подобных типов. Некоторые из них я вам назову: «Волковская», «Спасская», «Достоевская», «Выборгская».

— А какой тип вам самому больше нравится?
— Всем архитекторам, как правило, больше нравится станция колонного типа, потому что она ровно в два раза больше по внутреннему пространству. Соответственно,  больше и возможностей для декорации.

— Когда были сделаны первые эскизы, кто их смотрел? Градсовет?
— По архитектуре станций было несколько вариантов. Их рассматривало руководство нашего проектного института и Метрополитена.

— Конструктивных особенностей в станциях нет? Все привычно?
— Да что вы! Это сплошная новация. Дело в том, что вестибюль «Международной» и торговый центр, в который она встроена, спроектированы на двух независимых фундаментах. Это первый случай в истории петербургского метро. Теперь нашей станции здание ТЦ никак не угрожает.

— Скажите, на что вы ориентировались в цветовом решении интерьера станции?
— На теперь уже принятый цвет линий.

 

↑ Наверх