Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Цветные ноты

До 1 сентября в Голубом зале Музея Академии художеств — выставка «Нотас АМЕГРА: Образы, рожденные музыкой» современного испанского художника и скульптора Анхела Мерсе Грасеса, который придумал себе псевдоним-аббревиатуру АМЕГРА

Выставка проходит в рамках мирового выставочного турне художника «Европа — Россия — Америка — Китай».

Картины и скульптуры, которые создает АМЕГРА, на первый взгляд могут показаться абстракцией, но если прочитать то, что написано на этикетках, сразу понятно: они как раз очень конкретны, каждая вдохновлена тем или иным музыкальным произведением. Тут и Бах, и Бетховен, и Римский-Корсаков, и испанские композиторы, творчество которых нам, к сожалению, известно очень мало.

Художники не раз пытались «зарисовать» музыку, особенно в ХХ веке, когда фигуративность и «понятность» стали совершенно не обязательны. Но никто не посвящал изображению музыки все свое творчество, так что АМЕГРА такой один.

Сеньор Грасес воспринимает музыку как нечто плотное, осязаемое, имеющее форму. Поверхность картин рельефна, каждая локальная цветовая плоскость организована особым образом — при помощи мастихина из толщи краски (она положена очень густо) художник в буквальном смысле лепит узоры.

Удивительно, но картины разнятся лишь размерами и изображенными на них формами, а цветовая гамма ограничена черным, белым, красным, желтым, зеленым и синим. Цвета очень сочные, яркие и… везде одинаковые.

На вопрос, почему это так, маэстро ответил: «Я пишу красками, которые делаю сам, и весь мир вижу в определенных красках. Здесь выставлены работы последних лет. Были у меня и другие периоды, и цветовая гамма была иной».

Поверхность скульптур из нержавеющей стали, наоборот, зеркальна, и окружающие предметы «раскрашивают» ее — не говоря уже о том, что каждый зритель может увидеть в конструкции себя, оказаться в центре музыки, стать одной из нот.

Конечно, при желании можно увидеть в изгибах и сочетаниях геометрических форм и ноты, и скрипичный и басовый ключи, и очертания инструментов… В некоторых произведениях и другие, не музыкальные изображения. Но думаю, задача автора — не дать зрителю ребус, из которого он вычленит ту или иную фигуру, а разбудить подсознание, воздействовать на музыкальный строй души, который есть у каждого человека.

↑ Наверх