Цветовой обман, или История одной сеточки
Как правильно выбирать овощи и фрукты в расфасовке
Дорогие читатели! Возобновляем нашу рубрику, в которой регулярно будут описываться различные ситуации обмана, нечистоплотности и фальсификаций, «схемы», аферы, «разводы» и прочие методы по задуриванию. Единственно с целью предупредить вас об опасности: пройдохи, хитрецы, умельцы вешать лапшу только и ждут доверчивых граждан. Читайте нас и будьте бдительны!
К нам приходят письма, в которых читатели часто жалуются на обман. Разного рода структуры и организации, пользуясь неточностью и неповоротливостью современного законодательства, откровенно вводят горожан в заблуждение, навязывают товары и услуги несоответствующего качества.
Приходя к юристам, советуясь с друзьями, мы постоянно слышим: «Сам дурак: не надо было покупать», «Ну это же известная схема!», «С этим ничего не сделать, все по закону». В итоге по закону привлечь к ответственности недобросовестных мошенников горожане не могут.
Если у вас есть история, которой вы хотите поделиться и предостеречь сограждан, — присылайте ее на наш электронный ящик: web@vppess.ru
Многие известные продуктовые сети решили отказать покупателям в праве набирать овощи и фрукты в полиэтиленовые мешочки и стали расфасовывать все сами, по сеточкам и мешочкам.
Получилось красиво, ярко, и во многих магазинах исчезло бесконечное нагромождение коробок с продуктами. Эстетически выигрыш огромен. В плане отсутствия очередей и покупательских столпотворений — тоже победа. Раньше к заветной корзине с яблоками не подойти — сердобольные бабульки не отойдут, пока не перетрогают все. А теперь заветную сетку с марокканскими мандаринами можно схватить походя, не задерживая остальных.
Все уже заметили хитрую цветовую закономерность — лимоны лежат в ярко-желтой сетке, апельсины и мандарины — в ярко-оранжевых. Фиолетовый и белый лук — строго в сетках своего цвета. Картошка — в зависимости от урожая — гамма сеток от красной до коричневой. Все взвешено и оценено — бери и пользуйся. Но…
Рассмотрим сеточки в разрезе. Мелкая цветная сетка: через нее совершенно невозможно увидеть настоящий цвет продукта, а соответственно, оценить спелость и сочность. Поэтому не удивляйтесь, если, купив фрукты в яркой упаковке, дома вы найдете в ней зеленые лимоны или полусгнивший картофель.
Что может в этом случае сделать покупатель, не нарушая закон?
Вариант 1. Рассудительный
Вы покупаете сетку не глядя, оплачиваете товар на кассе, сохраняете чек. Пройдя кассу, на упаковочном столике раскрываете купленный товар и сопоставляете ваши ожидания с реальностью.
«В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования» — гласит пункт 1 статьи 21 закона «о защите прав потребителей».
То есть в лучшем случае вам поменяют продукт на такой же, предложат альтернативный продукт или вернут деньги. А в худшем вы пойдете домой с копией своей претензии в ожидании решения руководства магазина «в установленном законом РФ порядке». Вызов администратора, написание заявления и прочие формальности отнимут у вас время и нервы, но буква закона будет соблюдена.
Вариант 2. Отказ от медвежьей услуги
Многие торговые сети переупаковывают развесной товар сами. Разномастные, а зачастую и разнокачественные продукты упаковываются в полиэтилен, тщательно взвешиваются и наделяются ценниками. Очень часто овощи и фрукты просто заматываются грязной пищевой пленкой в столько слоев, что разглядеть, что внутри — невозможно. Недавно я купил черную редьку в медицинских целях, оплатил товар, а дома приготовил салат из… свеклы.
В случае обнаружения такой «помощи» от магазина вы можете вызвать сотрудника отдела и попросить его переупаковать товар на ваших глазах. Объяснение может быть простым: недостаточная или избыточная граммовка. Но в принципе вы не обязаны ничего объяснять.
Пункт 2 статьи 4 «Качество товара» гласит:
«При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется».
Это значит, что продукт должен быть свежим. И соответствовать наименованию.
Пункт 3: «Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями».
То есть вы говорите продавцу: «Мне нужна свекла средних размеров, вот такая (показываете) для супа. В ваших расфасованных пакетах я на ощупь чувствую разные размеры свеклы. Я не могу оценить ее свежесть, а также размеры всей свеклы в пакете не соответствуют моим целям».
Варианты ответа продавца, которые вы должны проигнорировать: «Поверьте, у нас вся свекла свежая», «Я не могу вскрывать магазинную упаковку», «Ишь какая умная! А кому я оставшуюся мелочь продам?».
Не смотрите на слово «договор». В продуктовых магазинах его функцию выполняет кассовый чек. На место вызывается администратор магазина и в доходчивой форме напоминаются свои права. Реакция может быть любая: продуктовый бизнес в России — темный лес в темном-темном городе в темную-темную ночь. Последовательность шагов в случае отказа вы найдете в конце статьи.
Вариант 3. Самоуправство
Я не могу советовать радикальные меры, но на своем опыте узнал, что маленький перочинный ножик может решить большие продовольственные проблемы. Нет, не в темной подворотне. Например, можно быстро избавиться от нижних капустных листов и невероятно тяжелой, но несъедобной кочерыжки при покупке капусты в развес. Помните: вы не обязаны платить за то, что вам не нужно, или за то, что не соответствует нормам качества.
Единственное исключение — товары в заводской упаковке. Вакуумные пакеты, коробки и банки вскрывать нельзя. Также не стоит вырезать огрызки и снимать кожуру — во всем нужно знать меру.
Но для того чтобы не приобрести «кота в мешке», «Вечёрка» советует покупать в сетках только дрова. Все остальные товары набирать поштучно.
Что делать, если ваши права ущемлены
1. Первый шаг — вызов администратора. Администратор магазина — официальное руководящее лицо, уполномоченное решать все вопросы на территории магазина. Именно этому человеку нужно в доходчивой форме объяснить суть претензии и попросить разобраться на месте.
2. Если администратор незнаком с аксиомой «клиент всегда прав» и отказывается удовлетворить ваши требования, просим подать жалобную книгу. В ней во всю широту вашего писательского таланта, расписываем ужасы, творящиеся в сфере торговли, и расписываем нечеловеческие способы попрания прав потребителя.
3. Удовлетворив жажду графоманства, просим предоставить информацию о надзорном органе или о вышестоящем управляющем. Во многих магазинах на информационной доске, а иногда прямо на кассе висит объявление, вроде «если вы остались не удовлетворены обслуживанием, просьба звонить…». Не стесняемся и звоним.
4. После того как все методы человеческого решения проблемы исчерпаны, а торговая сеть стоит насмерть, как те пуговицы в миниатюре Райкина — не оторвешь, — переводим вопрос в юридическую плоскость. Вам в помощь:
Согласно главе 4 закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.
Метки: Потребитель Наши права Мошенничество Торговля
Важно: Правила перепоста материалов