Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Театр Европы переедет в Семенцы

Совет по сохранению культурного наследия одобрил проект строительства Новой сцены Академического Малого драматического театра на Звенигородской улице

Фура, перекрывающая вид на фасад театра, стала давней приметой улицы Рубинштейна и — даже предметом конфликта местных жителей с почтенным храмом культуры. Здесь, в двух шагах от Невского проспекта, идет серьезная борьба за парковочные места. Не всем нравится, что часть улицы на углу с Графским переулком вечно загромождена этим передвижным хранилищем театральных декораций. 

МДТ же просит войти в положение: ему тесно в тех помещениях, которые он занял еще в 1950-х годах в скромном амплуа областного драмтеатра. В Малом драмтеатре есть основная сцена со зрительным залом на 1057 мест и камерная, на 56 мест. Также здесь — учебные студии Петербургской театральной академии, помещения для мастер-классов, семинаров.

«Первое решение о реконструкции театра было принято еще Ленгорисполкомом во главе с Ходыревым, — напомнил главный режиссер Лев Додин членам Совета по сохранению культурного наследия, на суд которых был вынесен проект Новой сцены. — За это время МДТ стал одним из трех театров федерального подчинения в Петербурге, Театром Европы. Вопрос принял другое звучание!»

Вечная фура перед фасадом Театра Европы — одна из примет улицы Рубинштейна.

Театр Европы

Театр известен под двойным и даже тройным названием: он и Малый драмтеатр (МДТ), и театр Льва Додина (ставшего главным режиссером в 1983 году), и Театр Европы.

В 1998 году МДТ вошел в «Union des Thеаtres de l’Europe» — Союз театров Европы. Это децентрализованный, добровольный альянс театров и трупп, штаб-квартира которого находится во Франции. Союз был учрежден в 1990 году. Вначале, как сообщается в информации на его официальном сайте, он концентрировался «на программе регулярных фестивалей с целью объединить Запад и Восток». В союз, в частности, вошли театры из стран расколовшегося соцлагеря: Румынии, Чехии, бывшей ГДР, бывшей Югославии, Болгарии, Польши.

Сейчас в UTE участвуют 18 театров Европы, а также один театр из России (МДТ) и один из Израиля. Благодаря последнему UTE именуют в последнее время Союзом театров Европы и Средиземноморья. Лев Додин — почетный президент этого союза. Статус «Театр Европы», обозначенный на фронтоне здания на улице Рубинштейна, — это знак принадлежности к интернациональному профессиональному сообществу, провозглашающему ценности европейской культуры.

Строительство Новой сцены МДТ развернется на пустыре за океанариумом — на бывшем фуражном дворе Семеновского полка.

Федеральный проект

На фронтоне Новой сцены в проекте пока указана лишь аббревиатура МДТ. Два года назад Смольный официально передал государственному бюджетному учреждению культуры академическому Малому драматическому театру в безвозмездное пользование участок земли площадью около 10 тыс. кв. метров на Звенигородской улице, 7. Сооружением новой площадки занимается ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». По словам ее директора Александра Шабасова, весь проект оценивается в 2,5 млрд. рублей. Средства выделяются из федерального бюджета. В театре будут главный зал на 600 мест со сценой-трансформером и камерная сцена на 75 мест. Исторические здания на Рубинштейна также останутся за МДТ. 

Театр Русской Драмы

Совету по культурному наследию Лев Додин так изложил концепцию Новой сцены: «Нам хочется сочинить и построить русский драматический художественный театр своего века. Отойти от парадности, от театра-зрелища — к театру созерцания и размышления. Создать помещения не для праздничного времяпровождения, а для некой духовной работы». 

«Это не экстравертный, а интровертный театр», — поясняет концепцию Новой сцены Михаил Мамошин, архитектурной мастерской которого поручено проектирование театрального комплекса на Звенигородской улице.

Фуражный двор за океанариумом

Площадка будущей Новой сцены — внушительных размеров пустырь за океанариумом на улице Марата, 86: между типографией Ивана Федорова и заброшенными двух-этажными корпусами, бывшими Фуражными казармами. Вся эта территория — часть дореволюционного Семеновского военного городка, или Семенцов. Пустырь был прежде фуражным двором.

Фуражные казармы, идущие вдоль Звенигородской, станут частью главного входа в театр. За этим фойе откроется атриум — ведущий в пять 4 — 5-этажных корпусов театра. Корпуса, выполненные из темного кирпича и крытые черненой сталью, стилизованы под доходные дома второй половины XIX века. Переходя друг в друга, они вызывают в памяти типичные анфилады домов и дворов-колодцев непарадного, драматического Петербурга. 

Проект Новой сцены выполнен в архитектурной мастерской Михаила Мамошина.

Контекстуальное попадание

Коллеги-архитекторы, члены совета, оценили проект как великолепный: соответствующий всем параметрам застройки для исторической части города, идеально вписывающийся в окружающую среду. 

«Мамошин — один из самых контекстуальных архитекторов Петербурга», — отметил рецензент Юрий Курбатов, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. 

«Найдена мера нового и уважения к старому», — похвалил Михаил Мильчик, заместитель директора научно-исследовательского института «Спецпроектреставрация».

Владимир Гусев, директор Русского музея, сделал шаг в сторону от комплиментарности, отмечая лаконизм подачи Новой сцены: «Напоминает камуфляжную архитектуру во время войны — главное, чтобы объект был не виден».

Эксперты проект одобрили. Сроки его воплощения: вначале назывался 2016 год, теперь звучит 2018-й. 

↑ Наверх