Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 ноября 2017

Театр «Мастерская»: Доверительные разговоры о главном

Первым в городе открывает новый сезон и объявляет о планах Санкт-Петербургский государственный театр «Мастерская»

31 июля будет сыгран первый в шестом сезоне спектакль — «Женитьба Бальзаминова» — один из репертуарных хитов театра, который славится как минимум тремя особенностями. Первая:  труппа состоит исключительно из молодежи — трех курсов, выпущенных один за одним создателем «Мастерской» Григорием Козловым. Вторая: здесь возводят в эстетический принцип здоровый идеализм, то есть, сохраняя адекватность по части оценок людей и событий, не скрывают своей веры, что идеалы добра, любви, красоты как минимум существуют. И третья: здесь работают рекордно быстро. Вот и в открывающемся сезоне запланировано пять премьер. Но, уверяю вас, к концу сезона их окажется не менее восьми.

Сцена из спектакля «Любовь и Ленин»

Начать с того, что статус премьерного в данный момент еще остается у спектакля «Любовь и Ленин», выпущенного в самом конце прошлого сезона. В нем четыре молодых артиста (а других в «Мастерской» нет) — Василий Щипицин (невероятно похожий на Ленина), Ксения Морозова (чем-то напоминающая Крупскую), Марина Даминева (которая является на сцене невероятной красоткой Инессой Арманд), а также артист Илья Борисов, которому досталась целая гроздь ролей — от агента полиции Малиновского до Максима, — в модном ныне стиле ретро разыгрывают апокриф из частной жизни Ильича. Речь идет о любовном треугольнике, неожиданно возникшем в съемной парижской квартире, где скрывался от царской охранки вождь мирового пролетариата и куда в один прекрасный день заявилась ослепительная переводчица. Спектакль будет показан 19 августа в 19.30 на Малой сцене «Мастерской».

Первая премьера нового сезона случится в августе же, 26-го числа. В этот день — тоже на Малой сцене — сыграют спектакль в одном действии «Иван и черт». Знаменитый эпизод романа «Братья Карамазовы», где к одному из трех братьев Карамазовых — нигилисту Ивану — является черт и вступает с ним в философский спор, не вошел в одноименный спектакль Григория Козлова, существующий в репертуаре «Мастерской». И теперь возникнет как самостоятельная и самодостаточная история, которую поставит Андрей Горбатый, входивший в режиссерскую группу спектакля. Ивана сыграет все тот же Дмитрий Житков, а черта — Антон Момот, один из исполнителей роли Мити. 

На конец осени запланирована премьера по роману «Молодая гвардия» Фадеева. В этом проекте невероятно интригует альянс двух режиссеров — Дмитрия Егорова и Максима Диденко, которых до сей поры объединяла лишь учеба на курсе Григория Козлова выпуска 2005 года. С тех пор каждый из режиссеров вполне состоялся в профессии, выработал свой творческий стиль и принципы работы с артистами: Егоров делает ставку на этюдный метод создания спектакля, Диденко главным средством выразительности считает пластику и жест, упорно и успешно развивая в России направление, именуемое в Европе physical theater. И вот теперь они объединят свои усилия, чтобы осмыслить не только роман из школьной программы, но и мифы, легенды и подлинные факты, которые со временем стали доступны. 

Еще одна ученица Григория Козлова (а в «Мастерской» — и это еще одна ее особенность — не только играют, но и на правах приглашенных режиссеров трудятся практически исключительно ученики мастера), Наталья Лапина, репетирует «Письмовник» по роману в письмах современного писателя Михаила Шишкина. «Письмовник» не так запутан, как популярный и обласканный критикой «Венерин волос» того же автора, но и с ним все непросто, ибо в любовной переписке участвуют люди, которые не только никогда не виделись, но и не могли пересечься на узких перекрестках мирозданья, ибо он погиб на китайском фронте в 1900 году, а она трудится врачом-гинекологом в советской поликлинике. Космополит с весьма активной социально-политической позицией, Шишкин передал в романе в том числе и знание о войне, которое в свете последних событий придает произведению острую актуальность. В главных ролях на сцене появятся Александра Мареева и Андрей Аладьин, премьера ожидается в декабре.

А уже в январе, согласно пресс-релизу, Александра Кладько выпустит спектакль по одной из самых известных абсурдистских пьес — «Носорогу» Эжена Ионеско — о том, как все жители одного из вполне благопристойных городков превратились в толстокожих животных, причем большинство из них — по собственному выбору. Но оказался-таки один, сделавший, хотя и не без колебаний, выбор остаться человеком. Этого героя по имени Беранже сыграет Арсений Семенов.

Сам же Григорий Козлов займется «Утиной охотой» Александра Вампилова — одной из лучших пьес, созданных в СССР во второй половине XX века. Как известно, Георгий Товстоногов, мечтавший ее поставить, так и не сделал этого из-за отсутствия в его большой и богатой труппе артиста на роль «лишнего человека», подлеца-страдальца Зилова. В кино эта роль идеально удалась Олегу Далю. На сцену «Мастерской» Зиловым выйдет один из самых талантливых петербургских артистов молодого поколения, лауреат молодежной театральной премии «Прорыв» Евгений Шумейко, обладающий, кроме прочего, пробойным обаянием. На его счету в репертуаре «Мастерской» — роли Васечки в «Старшем сыне», Льва Николаевича Мышкина, Гамлета, Николки Турбина.

↑ Наверх