Театр «Мастерская»: братья, сестры и другие родственники
Вчера спектаклем «У ковчега в восемь» для семейного просмотра — историей о Всемирном потопе глазами пингвинов — открыл сезон Театр «Мастерская», один из самых молодых и самых любимых публикой коллективов
1 августа, вечером покажут «вечнозеленый хит», которым «Мастерская» четыре года назад стартовала: «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова.
Старший сын» — выпускной спектакль предыдущего курса Григория Козлова, с которого, собственно, и началась «Мастерская». Но вообще местная труппа состоит из теперь уже трех курсов одного мастера. Последние по времени «козлята» завершили обучение этим летом, запомнились восьмичасовым «Тихим Доном» и практически полным составом влились в «Мастерскую». Такая труппа, состоящая из разных поколений выпускников одного мастера — лидера театра, в городе, да и в стране, отыщется еще только одна: труппа МДТ Льва Додина.
«Старший сын».
При этом «Мастерская» — один из немногих театров, который почти не скитался в начале пути, а сразу обрел дом — в не самом удачном районе города, промышленном Невском, через мост от станции метро «Ломоносовская», но зато собственный. Прежде здесь, на Народной, 1, был прописан Театр «Буфф» — и на него, понятно, ходили любители легкого жанра. В «Мастерской» легкость другая, но тоже безотказно работающая, она держится на: а) энергии молодости; б) внятности и человечности — не без мелодраматизма — историй; в) репертуаре «из телевизора» времен детства и юности нынешнего среднего поколения — кроме «Старшего сына» и «Тихого Дона» здесь идут «Женитьба Бальзаминова», «Бременские музыканты», «Зори здесь тихие», «Идиот», «Наш Авлабар» («Ханума»). Есть еще, правда, любопытный экспериментально-визуальный «Гамлет», но он идет под более кассовым названием с намеком на приключение — «Однажды в Эльсиноре». И есть два спектакля, где героини — женщины легкого поведения и нелегкой судьбы: «Два вечера в веселом доме» по Куприну и «Вспоминая моих несчастных шлюх» по Маркесу. Словом, секреты успеха вроде бы просты, но тут, в «Мастерской», они еще и работают.
На открывшийся сезон запланированы премьеры по не самым простым, но неизменно классическим произведениям. Три из них намерен выпустить сам Григорий Козлов. Прежде всего он возьмется за «Братьев Карамазовых» — и выйдут они практически одновременно с «Братьями Карамазовыми» «Приюта комедианта», которые там выпустит молодой режиссер Евгения Сафонова, что крайне любопытно само по себе. А если вспомнить о «Карамазовых» МХТ Константина Богомолова, то в пору сравнительный анализ писать про актуальность и популярность одного из самых безжалостных романов Достоевского, где тем не менее и сентиментальности, и страстности — через край. А детектив-то какой отменный! И при этом центральные герои — ближайшие родственники, да что там — единокровные братья.
После Достоевского прародитель «Мастерской» возьмется за — ни много ни мало — «Антигону» Софокла. И снова в сюжете братья и сестры — правда, братья уже только в воспоминаниях. И снова такие страсти, что, кажется, нам и не осмыслить. Во что бы то ни стало похоронить брата (которого, напомним, не велел предавать земле сам правитель Фив) и ради мертвеца отказаться от счастья всей жизни и от самой жизни — как сегодня объяснить, что Антигона не безумная? Вот в «Мастерской» как-то умеют, причем без мудрствований лукавых и каких-либо других. А за «Антигоной» последует мольеровский «Тартюф» — и вот с ним все гораздо понятнее: лицемерие с целью мошенничества и прелюбодейства — практически газетный сюжет.
В этом сезоне «Мастерская» не отказывается, а, наоборот, настаивает на продолжении диалогов с юными зрителями и их родителями. Как любит повторять Лев Додин: «Если мы сами себе зрителей не вырастим, никто их нам не вырастит». Так вот: ближайшую премьеру, уже в конце августа, поставит выпускница самого старшего из курсов Григория Козлова Лариса Маркина — по сказке братьев Гримм «Сказка о рыбаке, его жене и рыбке Тимпете». От знаменитой сказки Пушкина она не сильно отличается, но вот спектакль отличаться будет. Прежде всего открытым приемом: братья-сказочники выйдут на сцену и будут прямо на ней сочинять свою историю.
Наконец, режиссер Галина Бызгу, она же — второй педагог на только что набранном курсе Григория Козлова в Театральной академии, уже четвертом по счету, — поставит в «Мастерской» «Тома Сойера». А умение Галины Бызгу разбудить в артистах детей вместе с их неуемной творческой фантазией вошло в легенду. Как и сложности с тем, чтобы на финальном этапе твердой рукой отсекать лишнее. Впрочем, поклонники «Мастерской» — а их немало — будут режиссеру только благодарны.
Метки: Подмостки Не пропусти!
Важно: Правила перепоста материалов