Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 ноября 2017

Театр «На Литейном»: Установка на открытия

Театр, закрывший прошлый сезон в стрессовом состоянии и по причинам, далеким от творческих, открыл его одним из первых

В данный момент Театр «На Литейном» — один из  трех театров, расположенных в центре города, которые ждут публику на своих спектаклях. На сборе труппы 1 августа главный режиссер театра Сергей Морозов, назначенный месяц назад, озвучил планы грядущего сезона. По его словам, чрезвычайно важно, чтобы театр вернул себе реноме первооткрывателя.

Главный режиссер Театра «На Литейном» Сергей Морозов Фото: Юлии Кудряшовой

Напомним для начала, что в прошлом сезоне, аккурат накануне майских праздников, Театр «На Литейном» едва не стал жертвой пресловутой оптимизации в культурной сфере. Руководство Ленобласти решило по примеру нескольких других российских регионов создать объединенную дирекцию Театра «На Литейном» и Театра на Васильевском, во главе которой должен был стать худрук василеостровского театра Владимир Словохотов. Однако бурный протест петербургской театральной общественности, и прежде всего труппы самого Театра «На Литейном» (вплоть до выхода на митинг), опасную инициативу остановил. Но нынешнюю ситуацию стабильной при всем желании не назовешь: господин Словохотов назначен-таки и. о. директора «На Литейном» (то есть по сути возглавляет два театра, хотя и не в структуре объединенной дирекции), при этом прежнего директора театра Андрея Лобанова комитет по культуре области уволить не смог, ибо тот находится на больничном. По уставу же Театр «На Литейном» является директорским — то есть главный режиссер, если директор решит, что он нужен, подписывает контракт с ним, а не с областным руководством. Напомним также, что в данный момент активно обсуждается вопрос о переходе театра из областного подчинения в городское и губернатор Петербурга уже отдал распоряжение о рассмотрении возможностей такого перехода. 

Административная неразбериха не напугала 38-летнего петербургского режиссера Сергея Морозова, и в начале июня 2015 года — под завязку сезона — он заключил контракт со Словохотовым и возглавил Театр «На Литейном» на правах главного режиссера. На днях он озвучил творческие планы на полгода, поскольку в нынешней ситуации было бы странно планировать что-то даже до конца сезона. Прежде всего режиссеру придется выполнять, что называется, госзадание по области, а для этого он принял волевое решение выпустить два спектакля — детский и рассчитанный на взрослую аудиторию — с учетом специфики областных площадок (имеются в виду минимальные технические возможности и отсутствие «высоты»). Похвально, конечно, стремление режиссера предложить вниманию областной публики настоящее искусство, но стоит признать, что эта выездная форма «окультуривания» обитателей глубинки давно себя изжила и гораздо проще посадить зрителей в два-три-четыре автобуса и привезти в город, непосредственно в помещение театра. Итак, зрители города не увидят первые две премьеры сезона — спектакль по стихам Барто, Олега Григорьева, Григория Остера и других детских поэтов, поставленный актером и режиссером Молодежного театра Александром Черкашиным, и «Примадонны» по пьесе американского продюсера, режиссера и драматурга, обладателя премии «Тони» Кена Людвига — вариации на тему неисчерпаемого сюжета фильма «В джазе только девушки», где мужчины облачаются в женские платья сначала с меркантильными целями, но чувства, как водится, крушат все расчеты. Впрочем, Сергей Морозов уверяет, что со временем оба спектакля могут появиться в городской афише театра. Правда, не очень понятно, что им мешает сделать это сразу.

Заслуженный артист РСФСР Вячеслав Захаров Фото: Дарьи ПИЧУГИНОЙ

Первая — и, скорее всего, единственная премьера на стационаре будет сыграна в начале ноября. Ею станет спектакль по пьесе французского парадоксалиста, знающего толк в популярном театре, Эрика-Эмманюэля Шмитта. В новой пьесе Шмитта — «Если начать сначала…» — абсолютно успешный по нынешним социальным меркам герой попадает в собственное прошлое и, разумеется, как раз в то место/время, когда он должен делать ключевой выбор. Там он встречается с собой молодым — это и есть главный сюжет: разборки в первую голову с самим собой. Главного героя сыграет Вячеслав Захаров, который создал на этой сцене немало выдающихся ролей. Постановкой займется сам Сергей Морозов, который ставит одной из своих целей скорейшее знакомство со здешней труппой. Объясняя выбор пьесы, Морозов заявил, что, по его мнению, Театр «На Литейном» должен, как в лучшие свои времена — во времена постановок на этой сцене Додина, Гинкаса, Дитятковского, Галибина, Праудина, — открывать городу новые имена и новые театральные формы. «Я могу гарантировать, что «Трех сестер», которые идут в данный момент еще в четырех городских театрах, в ближайшее время «На Литейном» не появится». Зато может появиться новый мюзикл Владимира Баскина по «Одиссее капитана Блада» Сабатини в постановке Алексея Серова, но это только в том случае, если действующий и. о. отыщет дополнительные средства. 

В соответствии с художественной концепцией первооткрывательства среди планов Сергея Морозова на вторую половину сезона, которые в нынешней невнятной ситуации могут лишь мерещиться, не облекаясь в конкретные формы: «Отцы и сыновья» — вольная интерпретация ирландским автором Брайаном Фрилом романа Тургенева «Отцы и дети» и спектакль по роману Рубена Гальего «Белое на черном». Предполагается, что на постановку будут приглашены режиссеры Роман Феодори, Полина Стружкова, Евгений Ибрагимов, но это тоже пока вилами по воде... 

↑ Наверх