Театр безграничных возможностей
Традиционный весенний Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» с 23 по 29 апреля пройдет в Петербурге в одиннадцатый раз
Это один из самых грамотных, содержательных, ярких проектов для юных зрителей, руководители которого отыскивают и выращивают новые имена на ниве театра — театра не только детских радостей (хотя радостей никто, конечно, не исключает), но и детских проблем и вопросов, на которые отвечают мудрые, любящие взрослые.
«Чудное представление, или Что-то будет»
Фестиваль откроется 23 апреля в 19.00 на Большой сцене ТЮЗа спектаклем молодого режиссера-озорницы Полины Стружковой «Чудное представление, или Что-то будет». Те родители, кто не забыл свое детство, конечно, помнят и это «что-то будет», которое звучит в фильме по сказке Шварца «Золушка», когда героиня спешит на бал. «Будет что-то очень хорошее» — так заканчивалась эта фраза. И хорошее случалось, и непременно случится снова — на сей раз в форме старой доброй сказки со счастливым концом.
26 апреля на Большой сцене Театра «Зазеркалье» покажут спектакль «Федорино горе» Театра «Золотой петушок» из города Озёрска Челябинской области. Этот театр хорошо знаком кукольному сообществу, он регулярно принимает участие в самых авторитетных культурных форумах. А вот режиссер Дмитрий Ерохин поставил там спектакль впервые — дипломный. Дмитрий в прошлом году окончил Петербургскую театральную академию, но теперь уже ясно, что его имя стоит запомнить. «Федорино горе» — стилизация под 1920-е, когда Чуковский сочинял сказки для собственных детей. Искусство в тот момент отважно и демонстративно расставалось с прежними ценностями, делало ставку на ясность и четкость линий. Дмитрий Ерохин не просто придумал конструктивистское пространство, у него и тарелки, и чашки, и чайники, и даже утюги напоминают геометрические фигуры и имеют чистые, сочные оттенки: красный, синий, желтый, зеленый, черный. Горе Федоры тут самое настоящее — на нее наступает новый век с его новыми законами, и это будет посерьезней убежавшей посуды. Конец, впрочем, тоже будет вполне хорошим: Федора будет учиться жить по-новому, и у нее получится.
Еще один спектакль большой формы, который не стоит пропускать, — «Аленький цветочек» петербургского режиссера Полины Неведомской, поставленный в Национальном театре Карелии в Петрозаводске. Сложноватый для восприятия, несмотря на его певучесть, аксаковский язык переведен создателями представления в стихи. Сказочную атмосферу и превращения обеспечивает сложная световая партитура, а сам Аленький цветочек превратился в отдельного персонажа, который, точно Конек-Горбунок, помогает героям найти любовь. Спектакль покажут в ТЮЗе 28 апреля в 15.00.
«Федорино горе»
Отдельное внимание стоит обратить на спектакли программы «Театр равных возможностей» — «Арлекин» с момента своего основания уделяет внимание коллективам, где участвуют замечательно талантливые дети, у которых, увы, ощутимые проблемы со здоровьем. Впрочем, театры эти в лице их мудрых руководителей-подвижников как раз и берутся доказать, что творчество решает проблему самореализации, а вместе с ней и все остальные проблемы. Например, Театр «Пиано» из Нижнего Новгорода и его руководитель Владимир Чикишев представляет слабослышащих и неслышащих детей, которых в прошлом году публика не отпускала со сцены полчаса. Нынешнее произведение этих непостижимых вундеркиндов называется «Штуковины и финтифлюшки» и пройдет 24 апреля в 18.00 на Большой сцене «Зазеркалья». Будет и еще один спектакль в рамках этой программы: 27 апреля в 13.00 в Белом зале «Зазеркалья». Московский театр кукол привезет спектакль «Театр с закрытыми глазами» по мотивам «Майской ночи» Гоголя, основанный на запахах, звуках, прикосновениях. Спектакль создали дети, чьи глаза не видят, и зрителям на этом спектакле тоже завяжут глаза — чтобы помочь обострить другие чувства и пережить новые острые ощущения.