Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Театр, где сбываются мечты


На следующей неделе, 27 февраля, отметит 25-летие один из самых значительных драматических театров Петербурга — «Приют комедианта», который в последнее время по количеству художественных событий вполне может соревноваться с мощными именитыми «федералами» — МДТ — Театром Европы и Александринкой.

Этот и сейчас-то небольшой, а в момент своего рождения и вовсе крошечный театр умудрялся улавливать тенденции времени и воплощать их, козыряя прежде всего независимым положением. Он возник как маленький артистический подвал в духе богемных заведений начала XX века, прописался по ул. Гоголя, 22, — и это было одно из первых мест в городе, где забурлила свободная творческая энергия. Тогда — прежде всего актерская. Точнее даже сказать, одного артиста — Юрия Томошевского, чей яркий камерный эксцентрический талант долгие годы томился совершенно невостребованным в недрах товстоноговского БДТ. Томошевский читал стихи поэтов Серебряного века и определял жанр своих выступлений словечком из той же эпохи — поэзоконцерты. К нему подтянулись уникальный Сергей Дрейден с моноспектаклем «Немая сцена», другие артисты и музыканты, которым было что сказать залу практически щекой к щеке. На рубеже веков «Приют» переехал на Садовую, в помещение бывшего кинотеатра «Сатурн», — и тут уже и время, и место потребовали других высказываний, других масштабов, а стало быть, и иного уровня менеджмента. Руководство театром взял в свои руки самый молодой тогда в Петербурге театральный директор — Виктор Минков, и по сей день обеспечивающий славу этому театру, теперь уже не только в Петербурге. Минков затеял смелый и на редкость удачный эксперимент: опробовал форму «государственной антрепризы» — театра без труппы, по сути — открытой площадки на гособеспечении. В разные годы «Приют», вполне в соответствии со своим названием, давал кров ведущим режиссерам, сначала петербургским — Андрею Могучему, Вениамину Фильштинскому, Петру Шерешевскому, — а потом и одаренным провинциалам. Сейчас этот театр уже всерьез и целенаправленно корректирует репертуар в соответствии с самыми современными поисками в области театрального языка. И приют здесь находят даже такие проекты, которые не рискнул приютить, скажем, МХТ. Речь — о спектакле «Лир», который поставил со своей командой москвич Константин Богомолов и который признан в обеих столицах одним из лучших спектаклей сезона. И это лишь незначительная часть тех бесспорных достижений, с которыми стоило бы поздравить «Приют» и без всяких дат, но по случаю дня рождения стоит особенно. Поздравляем!

↑ Наверх