Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Театр, где ставят просто и хорошо

В БДТ юбилей — начинается 95-й сезон работы театра

Начинается сезон вне стен дома: здание на Фонтанке по-прежнему на реконструкции. Вот о том, скоро ли труппа вернется в родные пенаты, и о том, как ей живется пока «на чужбине» (в ДК им. Горького), и рассказали Темур Чхеидзе, главный режиссер БДТ, и его сподвижники.

Скорее всего отремонтированное здание перекрасят в исторические цвета

Начали, конечно, с проблем реконструкции главного здания.

— Должна обрадовать всех — работы там идут очень быстро, — рассказала директор БДТ Алла Ахмерова. — Хорошая новость — это то, что ни про какие трещины нам с вами говорить больше не придется. Все осадки прекратились, здание стоит надежно, стабильно, спокойно. В подвалах сухо.

— Сыпалось раньше все, а сейчас — не все, — несколько сухо резюмировал Темур Чхеидзе.

У театра, впрочем, остаются спорные вопросы со строителями. В частности, цвет, в который будут красить фасады здания.

— Реставраторы и специалисты КГИОП хотят вернуть исторический цвет — «серо-умбристо-коричневый», такой, каким он был после пожара 1902 года. А мы все-таки настаиваем на привычной зелено-белой гамме. Это наш стиль, он ассоциируется с БДТ. И внутри мы тоже хотели бы сохранить привычную синюю гамму. (Материал на эту тему читайте в ближайших номерах «ВП».)

Как бы там ни было, строители обещали закончить к концу года общую реставрацию.

— Дальше — наладка разного оборудования. Она займет первую половину года. 30 мая театр должен быть сдан. Мы надеемся на этот срок, — сказала директор.

— Очень трудно навести уют в гостиничном номере, — добавила артистка Александра Куликова. — Очень хочется домой, чтоб там завелась домашняя, а не строительная пыль. Надеюсь, сейчас наступил новый этап перехода в наш дом, обновленный — но все равно такой родной.

Темур Чхеидзе: «В этом сезоне 95 процентов спектаклей будут поставлены на новой сцене БДТ, в Каменноостровском театре»

Но все-таки это дела чуть отдаленного будущего. С большей охотой и уверенностью бэдэтэшники говорили о ближайших планах.

— В этом сезоне 95 процентов спектаклей будут поставлены на новой сцене БДТ, в Каменноостровском театре, — рассказал Темур Нодарович. — При том, что нас ДК им. Горького очень хорошо принимает и создает нам все условия для работы, этот зал, мягко говоря, не совсем театральный по своему предназначению. К тому же он намного больше. В здании БДТ 1100 мест — а тут 1900. В последние годы у себя мы собирали аншлаги. В ДК собираем целых 1300 мест. А нам говорят: что-то зритель на вас не ходит... Это на актеров психологически давит.

А как играется труппе в здании на Каменном острове?

— Я сам себе не запрещаю там что-либо ставить. Но это будет происходить, скорее всего, крайне редко. Это площадка в основном для молодых, — рассказывает Темур Чхеидзе. — Я меньше буду переживать, если там вдруг случится неудача. Но это должна быть интересная неудача, смелый ход.

— Это очень красивый, воздушный театр — и очень сложный, — добавляет директор БДТ. — Это высокотехнологичное здание, приходится много времени проводить за наладкой оборудования. И потом, это «театр малых форм». Там всего 262 места. Такие театры не имеют площадей для служебных помещений, и пространства для артистов там очень мало. С этим мы сейчас столкнулись, но кое-как справляемся. Есть в старомодности театра и некоторые проблемы. В старое время сюда довозили публику дилижансы и рыдваны — казенные кареты. А вот сейчас никакой транспорт сюда не ходит. Городские автобусы сюда пустить нельзя: дороги слишком узкие.

Пока что самый короткий путь к театру — пешком, через ЦПКиО. По выходным вход в парк, как известно, стоит денег. Но руководство театра договорилось с парковым начальством, что посетители, которые предъявят театральный билет, могут проходить бесплатно.

Тем не менее, и сцена ДК Горького не будет заброшена БДТ: 14 сентября театр откроет 95-й сезон спектаклем «Дядюшкин сон» по повести Достоевского.

В этот же день на сцене Каменноостровского театра пройдет премьера спектакля молодого режиссера Андрея Прикотенко «Трактирщица» — по комедии Гольдони. С Ксенией Раппопорт в главной роли.

В этом году публика еще увидит спектакль по пьесе каталонского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма» — в конце ноября. Последней постановкой в году будет шекспировская «Мера за меру» в постановке Анджея Бубеня.

Другой интересный проект — постановка знаменитого польского режиссера Кшиштофа Занусси. В октябре он приедет в Петербург, чтобы заключить контракт, «пожать руки» и распределить роли. Выбрана «довольно симпатичная, камерная американская пьеса». Приступит к постановке Занусси только в мае, когда театр вернется в свои стены. И премьера состоится либо в конце июня, либо, если театр возьмет отпуск — в конце сентября.

Подробности Темур Нодарович сперва не хотел разглашать. Но потом все-таки сдался:

— Это семейная история, очень трогательная. О семье, где молодые люди понимают: самая большая ценность — когда отец и мать живы. А если еще и бабушка на втором этаже стучит каблуками — это настоящее счастье. По-моему, такой сюжет никогда не устареет, хоть это и не Шекспир. Знаете, в последнее время «традиционное» стало ругательным словом. Оскорбить человека можно, назвав его «приверженцем традиций». А я несколько десятков лет тому назад у Гёте нашел вот какие слова: у писателя есть четыре этапа развития. Первый этап — когда он пишет просто и плохо. Второй — когда он пишет сложно и плохо. Третий этап — он пишет сложно, но хорошо. А четвертый — самый важный (но как его добиться? — спрашивает гениальный Гёте) — когда писатель пишет просто и хорошо.

Вот почему не может быть и театр, где ставят просто и хорошо?

Между тем

Молодых актеров театра можно будет увидеть еще и 20 сентября на малой арене стадиона «Петровский» в качестве футбольных игроков. В 11 часов дня состоится VI Кубок Кирилла Лаврова.

↑ Наверх