Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 марта 2024

Театр начинается… с браузера?

В 1961 году 27 марта было провозглашено Международным днем театра, который отмечают не только представители театральной общественности всего земного шара, но и их благодарные зрители.

Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.

Санкт-Петербург остается одной из мировых столиц театральной жизни. Именно в Северной столице 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии Александринского театра, чем было ознаменовано рождение русского профессионального театра. Сегодня в Санкт-Петербурге около 180 театров, среди них звезды первой величины — Мариинский, Михайловский, Александринский, Большой драматический им. Г. А. Товстоногова (БДТ), Малый драматический, «Русская антреприза» им. Андрея Миронова… Помимо перечисленных всегда радушно принимают зрителей и другие театры города. Любят свои театры петербуржцы, а уж гости города считают, что побывать в Петербурге и не посетить его театры — это не притронуться к его душе, не почувствовать до конца его очарования.

В последнее время театры все больше конкурируют в борьбе за интерес зрителей. Зритель же голосует своим кровным рублем. Поэтому каждый театр стремится не только сделать уникальным свой репертуар, но и создать дополнительные удобства для своих потенциальных зрителей.

Широко известно, что театр начинается с вешалки. Но в наше время к этому утверждению уже можно кое-что и добавить. О чем хотелось бы сказать несколько подробнее.

Мировую славу имеет Мариинский театр — один из самых прославленных театров страны, настоящий символ русской театральной культуры. Под руководством маэстро Валерия Гергиева театр стал лучшим музыкальным театром России. Но оборотной стороной такой известности становится его труднодоступность. С благодарностью можно отметить, что театр прилагает немало усилий, чтобы решить эту проблему для своих истинных любителей. Но решение одной проблемы порождает новые. Так, несмотря на то что в последнее время цены на билеты в него весьма существенно выросли, спрос на них по-прежнему велик. Это порождает спекуляцию, для борьбы с которой Мариинский перешел на продажу билетов в особых кассах, отказавшись от услуг городской кассовой сети. Однако таких особых касс значительно меньше, чем обычных, и не каждый зритель найдет к ним дорогу. Большинство театралов знают один беспроигрышный вариант — обратиться в кассу самого театра. Но здесь их ожидает давняя и хорошо известная проблема — театр расположен довольно далеко от самого удобного вида городского транспорта — метро.

Ныне в стремлении облегчить своему зрителю приобретение билетов Мариинский театр — вполне в ногу со временем — открыл их интернет-продажу. Вот, казалось бы, окончательное решение всех проблем. На сайте театра есть вся информация. Процедура вроде привычная для тех, кто знаком с услугами интернет-магазинов или покупкой билетов на поезд или самолет. Выбираешь нужный вариант, оплачиваешь по банковской карте и становишься счастливым обладателем заветного билета. Но…

Совсем недавно я попробовал воспользоваться этой услугой. Выбираю билет, кладу в корзину и пытаюсь ввести номер своей банковской карты — не получается: цифры в процессе ввода… произвольно меняются! Естественно, обращаюсь к технической поддержке, которая всегда имеется на подобных сайтах. Достаточно оперативно приходит ответ: «Возможно, проблема заключается в специфических настройках вашего компьютера. Наш сайт оптимизирован для работы с «Internet Explorer» или «Firefox», пожалуйста, используйте один из этих браузеров для покупки билетов на нашем сайте. Также, пожалуйста, проверьте настройки вашего компьютера. Минимальные системные требования: «Internet Explorer» не ниже 5.0, включенные cookies и javascript; отсутствие блокировок всплывающих окон и отображения картинок».

Сказать, что я впал в ступор, конечно, не могу, но удивлен был сильно. У меня другой браузер. Значит, для покупки билета мне сначала надо найти нужный браузер, установить его да еще озаботиться и вышеуказанными настройками. Прошу понять меня правильно, я не первый год пользуюсь Интернетом, но подобные ограничения технического характера встречаю впервые. Мне нужен билет в театр! Откуда и почему я должен знать, какой у меня браузер и какие у него должны быть настройки? Я что, служба технической поддержки? Почему на сайте РЖД никто мне не задает вопрос, какой у меня браузер и включены ли cookies, а система просто выдает мне нужный билет? Не проще ли и службе технической поддержки театра для удобства клиента сделать саму процедуру универсальной для любого браузера?

Так я и не смог преодолеть этот, на мой взгляд, совершенно нелепый барьер и приобрести билет. Встает вопрос: как может театр с мировым уровнем позволять себе такие, мягко говоря, малоприемлемые условия для обслуживания зрителей? Я уже молчу о правилах оплаты, для выполнения которых надо иметь дома настоящий офис, чтобы «по запросу сотрудника театра предоставить (по факсу или по электронной почте) копию двух страниц паспорта владельца банковской карты (разворота с фотографией) и копию банковской карты с обеих сторон (номер карты нужно закрыть, кроме последних четырех цифр)», а для получения билета «предъявить в кассе два документа: сертификат заказа или номер заказа и уникальный код, полученный на сайте или от платежной системы (1); и документ, удостоверяющий личность получателя, или банковскую карту, по которой совершен платеж (2)».

Думаю, я не одинок в том, что не смог получить таким образом билет, и осадочек остался не у меня одного. А все это непременно скажется на имидже театра. Поэтому полагаю, что руководству, администрации театра просто немедленно нужно привести продажу билетов по Интернету в соответствие со временем и техническим прогрессом. А то прямо неловко как-то становится за весь театр.

↑ Наверх