Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Театральный фарватер»: нет препятствий и глубина достаточна

Студенты осваивают метафизику

— Вот точно так же в 1973 году я и моя жена стояли на этой сцене, смотрели в этот зал, — заявил ректор Санкт-Петербург­ского государственного университета водных коммуникаций Сергей Барышников.

Прямо на открытии тоже разыграли несколько сценок о нелегкой ученической доле


Сцена принадлежала актовому залу этого же университета. К сожалению, из партера на ректора взирало не слишком большое количество юных глаз.

— Тогда здесь бывал аншлаг. А сегодня зал лишь наполовину полон, — признал очевидное ректор. — Что делать — сейчас такие времена, когда даже девушки предпочитают курить, пить и пользоваться нецензурной лексикой на крыльце вуза. Это «здорово», а вот театр — не круто. Но мы-то будем поддерживать театр всеми силами. И надеюсь, что придет момент, когда этот зал будет ломиться от гостей, жаждущих увидеть новый спектакль.

Речь шла об открытии нового театрального фестиваля. Да не простого — студенческого. Называется он «Театральный фарватер» и продлится по 3 ноября на разных площадках Петербурга. Тут принимают участие более десяти студенческих театральных коллективов.

«Театральный фарватер» главным образом стал результатом усилий двух людей — уже упомянутого ректора Сергея Барышникова и режиссера студенческого театра ГУВКа Виктора Николаева.

Сергей Барышников — человек, как мне объяснили, очень творческий. Он — знаток русской царской армии и на множестве исторических фильмов работал консультантом. Он сам создал музей университета. В ГУВКе всегда хотел возродить бурную художественную жизнь.

Виктор Николаев был режиссером молодежного театра «Ювента». Ректор ГУВКа в прошлом году пригласил Николаева обосноваться в своем вузе. И вот теперь они решили объединить лучшие театральные коллективы вузов в единый фестиваль, который поможет им всем поднять творческую планку. На фестивале имеется конкурс­ная программа, ожидаются выступления почетных гостей. Кроме того, разные коллективы проведут свои мастер-классы — научат коллег тому, что знают сами. Серьезное, в общем, предприятие.

Прочитать с выражением алфавит — лишь одно из заданий на мастер-классе

— «Театральный фарватер» мы готовим с весны и уже очень его любим. Почему он называется именно так? Фарватер — это, как все знают, судовой ход, где нет препятствий и достаточная глубина, — объяснил название фестиваля его сооснователь режиссер Виктор Иванович Николаев. — И я надеюсь, что фестиваль найдет свой фарватер, свой особый беспрепятственный путь к зрителю. Идея фестиваля возникла не случайно — естественно, в каждом вузе есть свой театр. И нам кажется, что необходима целая программа по объединению студенческих театров. Сейчас мы начали эту работу совместно с городским комитетом по молодежной политике. Я надеюсь, что с 2013 года эта программа начнет работать. Конечно, тут присутствует конкурсное начало. Но мне бы хотелось, чтобы творчество было не соревнованием, а удовольствием от общения друг с другом.

— Вообще студенческий театр — это ведь классика театральной традиции, — рассказала мне член жюри, театральный критик, сотрудник «Петербургского театрального журнала» Елена Вольгуст. — Вспомните СПбГУ, где работал Вадим Голиков, откуда вышел Сергей Юрский. Москва тоже всегда очень славилась студенческими театрами. У нынешних коллективов я пока ни одного спектакля, правда, не видела. Но сразу могу сказать: тут лучше все, что угодно, — лишь бы не наркотики! И еще хочется пожелать, чтобы для студентов, которые учатся авиаприборостроению, на первом месте все-таки была их специальность, а не театр. Именно для них.

Удовольствие от общения должно было начаться незамедлительно. Мастер-класс дал сам Виктор Николаев. Это тянуло на отдельный спектакль: такая пьеса о работе с массами. Студенты-актеры становились элементарными частицами, хаотически перемещающимися в воображаемом замкнутом пространстве. Режиссер заставлял их ощущать одной половиной тела пронзительный холод, а другой — невыносимый жар. Это он назвал метафизической работой. Действительно, похоже было на какую-то психологическую алхимию.

— Потрясающе! Очень расслабляет. И в то же время энергия из тебя ключом бьет. Очуменно! Такой драйв... — делились со мной потом «подопытные» студенты.

— Я, конечно, не ожидал, что придется сегодня делать мастер-класс, но вообще я люблю их проводить, — признался сам Виктор Николаев.

— Почему вы назвали часть ваших упражнений метафизической работой?

— Можно прорабатывать персонажа логически. Но театр — это в большой степени чувства. Метафизика — в данном случае работа над чувствами. Можно человеку долго объяснять, что значит «герой оказался над бездной». А можно просто добиться, чтобы он ощутил себя над этой бездной. И тогда он поймет, даже если не с первого раза.

— Сложно ли работать с непрофессиональными актерами?

— Отличие от работы с профессионалами только одно. В театральной академии идет работа с утра до вечера. А мы с ребятами встречаемся три раза в неделю на занятиях и что-то они делают самостоятельно. Все это растягивается по времени, но в результате, по-моему, получается не хуже, чем у тех, кто окончил академию.

↑ Наверх