Теплый космос
До 18 октября в Большом зале Музея нонконформистского искусства — проект Наталии Цветковой «Иные миры». В экспозицию вошли работы, созданные с 2001 по 2015 год
Большинство работ напоминает нам о формах самой природы: объекты представляют собой руки, глаза, листья, лианы, ракушки: все это выткано в технике ковроткачества, сплетено из металлической проволоки, выковано... Кстати, если речь идет о сварке или об электричестве, художнице помогают отец (Николай Цветков) и муж (Константин Фролов); эта информация указана на этикетках. Многие объекты мы видим не только в выставочном зале, но и — с помощью фотографий — в природе: они лежат на песке, висят на деревьях. «Важная для меня тема — экологическая, — объясняет Наталия. — Все это сделано фактически из мусора, который превращается во что-то. Я обязательно пишу в пояснениях, что из чего сделано». Например, огромные листья сделаны из фрагментов полиэтиленовых пакетов и пищевой пленки. Пояснения Наталии отнюдь не лишние: когда смотришь на преображенный мусор, самостоятельно вряд ли догадаешься, что это было. «Всевидящее око».
Не только природе посвящены работы Наталии: на выставке есть две серии, посвященные человеку. Серия «ДНК» представляет собою композицию из переплетенных текстильных полос, изображающих спирали ДНК, и коллажа из старых фотографий и созданных по их мотивам портретов — это семейный архив художницы, причем многих из этих людей она никогда не видела, но осознает, что они продолжают жить в ней. Серия «Всемирная сеть (Интернет)» — наоборот, не о личности, а о личине (или обезличенности): карандашные портреты людей дублируются прозрачными, гнутыми из металла портретами-«аватарами» — такими вот бесплотными они предстают при виртуальном общении.
Главный художник по экспозициям Николай Сычев отметил, что эти работы хороши для интерьеров, и в то же время художница свободно чувствует себя в материале, а искусствовед Наталья Регинская добавила: «С помощью ткачества Наталия показывает уютную, женскую суть всего земного».
«Женское», к примеру, ярко проявляется в серии юбок под названием «Облеченная в свет»: как объясняет художница, эти юбки можно и носить (одна из них надета на манекен, в другой — на фотографии — предстает сама Наталия), и использовать в интерьере — например, как абажуры. В то же время юбки символизируют четыре стихии.
Директор Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов на церемонии открытия рассказал, что Наталия появилась на «Пушкинской 10» благодаря проекту «Новые имена» и с тех пор принимает участие во многих выставках: «Ее работы всегда обращают на себя внимание. Несмотря на новые формы, чувствуется академическая школа — Мухинское училище. Выпускники умеют работать руками — вот хорошая традиция этой школы».