Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Тетя сказала: «Такая удача — около станции чудная дача!»

Сто лет назад петербуржцы не убивались на грядках

 

Сто лет назад петербуржцы не убивались на грядках

 

 

Чем занимались петербуржцы в начале XX века на дачах, как они добирались туда, почему одни дачные окрестности Петербурга называли «Русской Швейцарией», а другие — «Северной Ривьерой», почему станция Сиверская носила титул дачной столицы? На эти вопросы ответит выставка «Дачные окрестности Петербурга сто лет назад», открывшаяся в музее «Разночинный Петербург».

К тому же вы узнаете, что можно было купить в дачных магазинах и лавочках век назад, в какие игры играли и как развлекались дачники. Кстати, сейчас никому не придет в голову такое развлечение, как «пойти встречать поезда». А тогда вот — ходили. Вообще-то петербуржцы на дачах тогда не убивались на грядках — если только цветы сажали. Они ставили любительские спектакли, посещали дачные театры, где с успехом выступали тогдашние мегазвезды — Шаляпин, Комиссаржевская, Вяльцева.

Кстати, выезд на жительство летом на дачу для многих петербургских семей начала минувшего столетия был и экономически выгоден: мебель отправлялась на склад, от съемной квартиры отказывались до осени — за городом было прожить дешевле…

Ах, дача начала прошлого века — беседка, пикник, гитара, шезлонг, теннис, стихи! Ну и карты, домино, граммофон, танцы. А осенью — альбом с дачными фотографиями. Они ныне пожелтели, и безымянные снимки не вызывают у нас ностальгии, но будоражат генетическую память…

Дачная жизнь ныне не такая, как тогда. Но и сейчас, кроме огорода, есть и пикник, и фото — только теперь вместо альбома мы меняем аватарку в социальной сети. Мы не ставим любительских спектаклей и не читаем стихов. А старинные деревянные особняки в Сиверской, Сестрорецке, Ломоносове — горят и разрушаются. Но без дачи в пыльном городе петербуржцу выжить трудно, поэтому дачная жизнь была, есть и, надеемся, будет.

 

Галина НИКОЛАЕВА, фото автора
↑ Наверх