Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Тиль ШВАЙГЕР: Не играл нацистов даже в Голливуде. И у Бондарчука не буду

Красивому и талантливому немецкому кинематографисту нравится наш город

8 сентября на российские экраны выходит новый фильм известного актера и режиссера Тиля Швайгера «Соблазнитель».
Гость представил свою работу лично и ответил на вопросы петербургских журналистов.
На встрече с герром Швайгером побывал и корреспондент «ВП».

 

Фото: Михаила САДЧИКОВА-младшего

 

Приеду к вам надолго
— Свой фильм вы лично представляете в Санкт-Петербурге. Каковы ваши впечатления о нашем городе?
— Я давно мечтал побывать здесь. Мои друзья рассказывали о красотах Петербурга, «гулял» я по вашему городу и в Интернете. Но увидеть все своими глазами — совсем другое дело. Меня потрясла экскурсия по рекам и каналам — очень красивое зрелище. И конечно, не хочется отсюда уезжать.

— Быть может, существуют какие-то проекты, связанные с Россией и Санкт-Петербургом, в которых вы намерены участвовать в будущем?
— На днях Федор Бондарчук, которого я очень уважаю, предложил мне роль в своем «Сталинграде». Но я отказался — не играл нацистов даже в Голливуде и не вижу причин соглашаться на подобную роль сейчас. Если у Федора будет другое предложение для меня, согласен его рассмотреть. Идут переговоры о создании мной новеллы в альманахе «Санкт-Петербург, я люблю тебя» по типу «Париж, я люблю тебя» и «Нью-Йорк, я люблю тебя». Пока мне все нравится, в отличие от того, что мне предложили делать для ленты «Берлин, я люблю тебя», — я счел содержание надуманным. Делать новеллу о Санкт-Петербурге мне будет приятно, потому что я искренне полюбил ваш город. И в следующий раз приеду уже надолго.

фильм затронул какие-то струны души
— Герр Швайгер, как вы пришли к теме «Соблазнителя» — ведь сюжетов о взаимоотношениях холостяка и маленькой девочки бесчисленное множество?
— В мире вообще не так много сюжетов, и большинство из них повторялись в кино бесчисленное количество раз. Тема «Соблазнителя» показалась мне интересной, поскольку в Германии (не знаю, как в России) наболевшей проблемой стали неполные семьи — родители разводятся, дети страдают из-за этого, что влияет на их развитие. Мне хотелось рассказать об этом с экрана, и я, честно говоря, не задумывался, снимали  об этом картины прежде или нет. В конце концов, каждая история интересна по-своему, и абсолютно идентичных картин не бывает.

— На кого рассчитан ваш фильм? Ожидали ли вы, что ленту в Германии ждет такой успех?
— На родине фильм вышел с пометкой — «рекомендуется к просмотру зрителям от 6 лет», но я бы сказал — лента для всех, без ограничения возраста. Я понимал: картина получается неплохая, но то, что ее ждет такой оглушительный успех, не предполагал. Особенно популярным «Соблазнитель» стал среди девчонок, ровесниц юной героини. Она стала им как родная, кем-то наподобие Пеппи Длинныйчулок, многие начали подражать экранной Магдалене. Но было бы неправильным сказать, что в основном на фильм ходили дети. Картина завоевала сердца и взрослой аудитории. Очевидно, «Соблазнитель» затронул какие-то струны души, которые другие ленты не смогли задействовать.

— В роли юной Магдалены снималась ваша дочь Эмма. Как вам работалось с ней?
— «Соблазнитель» — не первая работа моей дочери в кино. Она играла в «Красавчике» и «Красавчике-2», но тогда это были небольшие роли — всего несколько съемочных дней. Сейчас все было по-другому: полноценная актерская работа, 26 дней. И задолго до начала съемочного периода я начал готовить ее к работе, давал ей ценные указания: надо вести себя как профессионал — выполнять все задания, слушаться, не капризничать. Когда я повторил ей свою тираду в тысячный раз, она закатила глаза и заявила: «Папочка, ты мне это уже говорил. Я все поняла». И действительно — она усвоила мои нравоучения и на съемочной площадке держалась молодцом — как настоящая актриса: отрабатывала все дубли, не спорила. Но зато после съемок, дома, она считала, что слушаться меня необязательно…

О жанре никогда не задумываюсь
— Можете ли вы рассказать, что привело вас в кино?
— Первым культурным потрясением для меня стал просмотр документальной ленты студии «Уорнер Бразерс» под названием «Зов дикой природы»: прекрасные съемки, джунгли на огромном экране. Это было незабываемое зрелище. Еще мне очень нравился фильм «Пеппи Длинныйчулок», ну а самой любимой лентой стала работа Мартина Бреста «Успеть до полуночи» с Робертом Де Ниро — считаю, идеальная картина в своем жанре.

— К слову, какой жанр вам ближе?
— Этот вопрос меня всегда ставит в тупик — ведь часто определить жанр ленты бывает трудно и даже невозможно. Немецкие критики мучают меня расспросами о том, почему в моих комедиях бывает много грусти, а в драмах — какие-то парадоксальные вещи. Я на это обычно отвечаю, что снял кино и о том, к какому жанру оно относится, не задумывался. Особенно много было разговоров о фильме «Достучаться до небес». По-моему, некоторые до сих пор не поняли, к какому жанру относится эта картина.

— Вы всегда уделяете большое внимание музыке. В «Соблазнителе» это особенно ярко проявляется — саундтрек фильма чудо как хорош.
— Музыка в любом фильме едва ли не главное действующее лицо, и я это прекрасно понимаю. Именно поэтому продумываю заранее, где какой музыкальный фрагмент будет звучать. Скажем, в «Босиком по мостовой» мне хотелось слышать только пианино, никаких скрипок. В другом случае мне нужен был большой оркестр, героическая музыка. Обычно я работаю с двумя одними и теми же композиторами, а они уже сами смотрят — кого им надо пригласить еще в помощь. Мы подолгу обсуждаем, какой должна быть музыка, и спустя некоторое время они показывают мне результат. Могу перебрать сотни мелодий перед тем, как остановлюсь на какой-то одной. Меня обвиняют, что в моих фильмах часто звучит мейнстрим, попса. Честно говоря, я этих упреков не понимаю — музыка заведомо плохой не бывает, можно в любом произведении найти то, что будет незаменимо для правильного понимания ленты, и тут уж все равно, классика это или рок.

— Вы уже не в первый раз выступаете одновременно как режиссер и как актер. Сложно ли это?
— Разумеется, когда я в кадре, мне трудно оценивать свою игру как режиссеру. Для этого есть монитор, по которому я просматриваю свою работу и даю ей оценку. Не думайте — иногда я недоволен, и мы переснимаем эпизод. Но это должно быть лично мое решение как постановщика, и советы в данном случае я не приемлю.

 

ДОСЬЕ
Тиль Швайгер родился 19 декабря 1963 года на юге Германии. Его полное имя — Тильман Валентин Швайгер. Два года проучился на преподавателя немецкого языка, потом решил посвятить себя медицине, но и эта попытка не увенчалась успехом. Подруга, учащаяся театральной школы, убедила Тиля в том, что он обладает выдающимся актерским талантом, и молодой человек поступил в театральную школу в Кельне под названием «Der Keller», которую и окончил успешно. В итоге Тиль стал актером и сценаристом.
В свое время Тиль Швайгер отказался сниматься в «Спасти рядового Райана» у Спилберга, предложившего актеру сыграть фашиста. «Я отказался, потому что не хотел, чтобы мое лицо и имя хоть как-то идентифицировались с нацистами. Я их ненавижу!» — решительно отрезал артист.
Как и многие неординарные люди, Швайгер — левша.
Наиболее известные фильмы Тиля Швайгера
«Достучаться до небес», «Панк из Солт-Лейк-Сити», «Бесславные ублюдки» — актер. «Цветок пустыни» — продюсер, «Босиком по мостовой», «Красавчик» — режиcсер.

Беседовал Дмитрий СОЛОВЬЕВ
↑ Наверх