Тонкая материя
До 24 сентября в Строгановском дворце — выставка «Вышитые подзоры».
Открывая выставку, заместитель директора Русского музея Евгения Петрова сказала: «Вот смотрю я на тех, кто пришел сюда, и понимаю, что мы-то еще помним, что такое подзоры, а дети и внуки наши будут помнить вряд ли. И даже если им расскажут, едва ли заинтересуются: сейчас всё покупают в магазинах, культура делания руками, к сожалению, уходит. Современная жизнь истребила желание человека что-то самому делать». Евгения Николаевна имела в виду, что в основном на открытие пришли люди средних лет...
Фрагмент подзора. Конец XVIII века. Вологодская губерния
Подзоры — это вышитые края простыней, которыми украшали белье, особенно свадебное. Помнится, в детстве на квитанции прачечной я видела в перечне белья слово «подзоры». Сейчас и прачечных-то вроде не осталось — наша, у дома, много лет стоит заколоченная... Впрочем, вряд ли то, что имели в виду безвестные составители прачечных квитанций, было похоже на уникальные изделия, представленные на выставке.
34 белых подзора выполнены в конце XVIII — начале XIX века, в основном в губерниях Русского Севера. Подзоры сгруппированы по техникам: в одном зале строчка по письму, или по вырези, то есть фон прореживается, а фигуры причудливо расшиваются (эта техника позаимствована у золотошвеек). В другом — строчка по перевити, тут и сами фигуры ажурные, в третьем — подзоры строчевые по плетеной сетке. Тонкости техники — это так, для общего развития: вряд ли даже те, кто занимается рукоделием, рискнут это повторить, работа очень сложная, трудоемкая.
Самое интересное в подзорах — сюжеты. «Здесь переплетены фантазия и реальность: сцены охоты, поездки в каретах, жизнь в усадьбах — и тут же диковинные звери, — говорит куратор выставки Ирина Богуславская. — Некоторые сюжеты расшифровать уже невозможно». Но некоторые — удалось с помощью книги «Символы и эмблемы», изданной в петровское время и бывшей необыкновенно популярной. Птица на дереве означает волю к полету, лев со скипетром — царственность и силу, а орел, сидящий на пушке среди молний, — стойкость в перенесении невзгод. Разумеется, все это легко укладывается в свадебную тематику подзоров.
Большинство подзоров симметричны, но есть и те, где сюжеты расположены линейно. Простор для фантазии вышивальщиц был ничем не ограничен: достаточно всмотреться в добрых молодцев с красными девицами, соседствующих с русалками на ветвях, лошадей и собак в компании со слонами и единорогами. Для крепостных девушек это был, очевидно, один из немногих способов творчески себя выразить — правда, расплачивались они за это по полной: к тридцати годам практически теряли зрение…
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Кириллина Татьяна
Метки: Не пропусти! Выставки
Важно: Правила перепоста материалов