Тонкокожих пора приструнить ГОСТом
За натуральную кожу на отечественных прилавках выдается суррогат
Петербургские производители обуви выступили с инициативой законодательно закрепить разницу между натуральной кожей и материалом из кожевенного сырья. По их словам, на российских рынках сегодня наблюдается небывалое засилье суррогатного продукта, который выдается за кожу.
Корреспондент «Вечёрки» встретился с одним из авторов этого предложения — директором фабрики детской обуви «Скороход» Вадимом Бочкаревым (на фото) и поговорил с ним о необходимости этой инициативы.
— Вадим Геннадьевич, поясните в первую очередь — почему предложение, с которым вы выступаете, актуально? И нужно ли обращать внимание на эту проблему нам, потребителям?
— Начну со статистики. По данным Общества защиты прав потребителей Петербурга, за прошедший год к ним поступило 20 тысяч обращений горожан с жалобами на товар с браком. Из них 71% составили жалобы на некачественную обувь! А в целом в 2014 году на ремонт обуви петербуржцы потратили один миллиард рублей. Для сравнения: на ремонт бытовой техники — 400 миллионов рублей. Можно сопоставить. В чем суть проблемы? Когда мы приобретаем товар, мы имеем право знать о его свойствах, из чего он сделан. Это должно быть прописано на упаковке. Но действующие правила маркировки обуви, разработанные еще в конце 80-х годов, не способны дать этой информации. Туфли из настоящей натуральной кожи и туфли, произведенные из кожаного материала, — все идет под маркировкой «натуральная кожа». От лица Союза предпринимателей легкой промышленности Петербурга и Российского союза кожевников и обувщиков мы выступаем за то, чтобы маркировка давала представление об истинных свойствах обуви.
— Что вы подразумеваете под некачественным материалом?
— Дело в том, что исходное кожевенное сырье в своем первоначальном виде — это продукт толщиной около сантиметра. Технология производства предполагает, что его распиливают на несколько слоев. Таких слоев может быть два-три. Верхний — это та самая натуральная кожа с идеальными физико-механическими, химическими и гигиеническими свойствами — она идет на изготовление обуви. Остальные — на перчатки, рукавицы, фартуки, технические изделия. Но никак не на саму обувь — средний и нижний спилок мягкий, рыхлый, ломкий, пропускает влагу, рвется. Однако из-за дефицита кожи в Юго-Восточной Азии, и в первую очередь в Китае, азиатские умельцы стали пилить кожу на шесть-семь слоев и использовать все их для изготовления обуви. На такой спилок наносится клей-грунт. Сверху крепится искусственная пленка. И все это представляется как продукт из натуральной кожи. Самое интересное, что в готовом изделии от натуральной кожи такой материал визуально отличить практически невозможно.
Приобретая товар, мы имеем право знать, из чего он сделан.
— Чем отличаются ботинки из натуральной кожи от ботинок, изготовленных из такого спилка?
— Продукт из спилка из-за резиновой пленки не способен пропускать влагу — то есть пот, который выделяют наши ноги. А пар этот обязательно должен отводиться! Отсюда — неприятный запах. Но запах — это вещь сама по себе виртуальная, куда серьезней, что в такой обуви возникает вероятность появления грибков, возникновения экземы. При температурных перепадах на такой обуви появляются трещины, заломы. Коэффициент линейного растяжения у ботинок из спилка не превышает двух процентов, в то время как натуральная кожа способна растягиваться на 10 — 12 процентов. С другой стороны, у них и разная цена. Стоимость квадратного дециметра верхнего кожаного слоя — 15 — 17 рублей. А изделия из вторичных слоев — 1,5 рубля…
Слева - спилок с плёнкой. Справа - настоящая кожа (крашенная).
— Как много может быть обуви, произведенной из спилка, на наших прилавках? Какова вероятность купить туфли с приклеенной пленкой?
— Из 100 пар проданной в России обуви 80 поступает из Юго-Восточной Азии, 15 сделано в России, остальные 5 — в Европе и Турции. Из той обуви, что поступает к нам из Азии, около 70% произведено из этого самого кожаного спилка. Причем это не просто какие-то туфли с рынка — это известные мировые бренды, от классики до спорта, которые продаются в торговых сетях за большие деньги. Хотя справедливости ради стоит отметить, что некоторые спортивные сетевые магазины часто пишут на бирке: «натуральная кожа с ПУ или ПВС покрытием».
— В чем конкретно заключается ваше законодательное предложение? Есть ли какой-то отклик со стороны власти?
— Мы предлагаем провести необходимый комплекс исследований такого материала в специальных лабораториях с целью выявить его свойства. Дать ему термин, допустим, «искусственная кожа с натуральной основой». И после этого внести изменения в существующие ГОСТы и регламенты Таможенного союза. Мы вовсе не против использования этого материала, но должно быть четкое его обозначение, а потребитель пусть уже выбирает сам. В сфере продуктов питания такие правила законодательно закреплены: продавец обязан указывать, что вот это, допустим, творог, а это — творожный продукт. Предложение свое мы уже представили Георгию Полтавченко. Он откликнулся, дал соответствующие поручения. Вопрос вынесен на федеральный уровень.
— И наконец, можно ли различить эти материалы при выборе обуви?
— Как я уже сказал, сделать это трудно. Однако я бы посоветовал обращать внимание на фактуру изделия. Натуральная кожа достаточно приятна на ощупь. Она не должна напоминать картон или резину. Можно посмотреть материал на срезе: если толщина искусственной пленки не меньше 0,2 — 0,3 мм, то она будет иметь вид четкой монолитной черточки. И конечно, я бы порекомендовал обращать внимание на производителя. За 17 лет работы в отрасли я ни разу не сталкивался с практикой использования спилков и пленки российскими фабриками.
Метки: Потребитель Производство Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов