Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Тотальная поэзия

До 30 октября Музей кукол приглашает на выставку «Старая игрушка: куклы и живопись». Куклы из коллекции Петербургского музея кукол и живопись Марины Андриановой

Началась осень, и мы решили устроить выставку, которая поднимет посетителям настроение, — говорит куратор выставки Ольга Костерина. — Наш музей давно сотрудничает с художницей Мариной Андриановой, но персональных выставок пока не было. Ее работы возвращают человека в лето его жизни — детство. Мы объединили картины и экспонаты из наших фондов, потому что они созвучны друг другу. Старинные и редкие игрушки — каждая имеет свою историю, нередко эта история нам известна. Удивительно, но многие игрушки, представленные на выставке, очень похожи на персонажей Марины Андриановой». Это тем более удивительно, что на вопрос, вдохновляли ли ее какие-то реальные игрушки, художница отвечает: «Нет, они все из моей головы. Тема игрушек возникла года два назад, а почему — и сама не знаю…» Из каких глубин подсознания вышла на поверхность целая серия буратин — Буратино-мальчик, Буратино-девочка, нос которой чуть-чуть загнут кверху, снеговик, определяющее качество которого — долгоносость? Почему у зайцев уши не торчат, а мягко висят, как у тряпичных игрушек конца XIX века (версия: чтобы удобно было шапочку надевать)? Единственное, что может объяснить Марина Андрианова, — обилие среди героев котов: «Они самые красивые!» А недавнее знакомство художницы с компьютером привело к появлению портрета интернет-персонажа — кота Плинтуса (наберите в поиске «Дневник кота Плинтуса», если не читали), и физиономия у него, прошу заметить, глумливая…

 

«В мастерской скульптора». Бумага, масляная пастель.

На выставке можно познакомиться не только с картинами, но и со стихами Марины Андриановой — она прелестно пишет о вещах и явлениях вовсе не прелестных и очаровательных. Например, «Собачье»: «Псиннодует. Псинновоет. Мокропсинно / Каплет дождь. / В чем, собака, ты повинна, / Что на улице живешь? / Что не спишь в своем углу, / Псинносладко, мягкопсинно / Псинногреясь на полу? /Укрывают деды-клены, / И жалея, и любя, / Листьежелтым одеялом одинокую тебя…» Да что бездомная собака — Марине Андриановой удалось поэтизировать даже… помойное ведро: «Ты в углу стоишь, насупясь, / Кепочка на голове. / Где же две мои кроссовки? / Может быть, они в тебе?..» Остается позавидовать маленькой внучке художницы, что у нее такая бабушка.

 

 

«Улетаю-ю-ю». Бумага, смешанная техника.

Марина Андрианова постоянно экспериментирует с техниками: здесь есть и традиционные живопись и графика, но есть и аппликация: Буратино на картине «Взлетаем?» (опять Буратино!) не нарисован, а… связан на спицах! В ход идут различные вещи и материалы — вплоть до клочков газет: красоту можно найти даже там, где люди без фантазии видят только мусор…

 

Татьяна КИРИЛЛИНА Фото автора
↑ Наверх