Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 23 октября 2019

Трагедия Андрея Панина

 

Целый день перед глазами стоит обложка глянцевого журнала двух-трехлетней давности: Андрей Панин с рыжеволосой женой-красавицей Натальей Рогожкиной и двумя  маленькими сыновьями. Семейная идиллия…

Андрей Панин на петербургской премьере фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011 год)


Кто бы мог тогда предвидеть такой финал: «В четверг на Балаклавском проспекте с черепно-мозговой травмой обнаружено тело Андрея Панина» (пресс-служба ГУ МВД России по Москве). Стало известно, что актер четыре дня не выходил на связь, и когда его друг проник в квартиру, где Панин практически не жил, то увидел то, что называется в сводках «телом»…

Страна в шоке, друзья и коллеги – скорей нет, чем да. Конечно, все искренне скорбят. Но все словно ждали чего-то подобного. Ну, если не ждали, то держали в уме такую развязку. А чего еще ждать от человека в возрасте 51 года, пьющего, пережившего развод с любимой женой? Ведется следствие, и нет сомнений - мы еще узнаем в подробностях, что же именно произошло с Андреем, однако маловероятно, что даже самые кровавые детали изменят общую картину.

Так же в свое время ждали сводки с сообщением о финале Владимира Семеновича Высоцкого, Василия Макаровича Шукшина. На Руси актеры издавна пьют крепко, кончают плохо. Перефразируя Высоцкого, можно было сказать: кто кончил жизнь трагически, тот истинный актер… Хотя, в отличие от вышеупомянутых гениев, отчество Панина мало кто знал. Даже режиссер Дмитрий Светозаров, рассказывая мне, что Панин сыграл у него в фильме Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» лучше, чем это раньше сделал сам Смоктуновский (в советской картине Льва Кулиджанова), перепутал в нашем разговоре отчество актера… И это тоже характеристика личности Панина: он не любил никаких примет официоза, «отчеств», призов и званий (одна «Ника» за роль второго плана в фильме «Шик», про который сейчас никто не вспомнит – разве это его уровень!).

…Пьет, кстати говоря, и второй Панин – Алексей, тоже отличный актер, хотя и масштабом таланта поуже, чем у Андрея. Но 35-летний однофамилец пьет шумно, публично, со скандалами (то выкрадет родную дочь у бывшей жены, то побьет буфетчицу), а Андрей Владимирович пил вдали от телекамер (хотя, по свидетельству соседей, тоже любил шумные компании). Всегда стеснялся своего недуга, а не кичился им. О его разводе с Рогожкиной СМИ почти не упоминали, для многих поклонников сегодня стало сюрпризом то, что Панин перед трагическим финалом был одинок, находил себе место только на съемочной площадке.

Он никогда не жаловался на невостребованность: его звали в комедии и драмы, в МХТ и в антрепризы. Казалось, нет такой роли, в которой Панин не был бы ограничен. Но, зная известную слабость актера, режиссеры и продюсеры просто боялись доверять ему главные роли. А вдруг подведет, вдруг опять сорвется?.. Снимали большей частью в ролях второго плана, не требующих большого количества съемочных дней. Да и то брали только в том случае, когда понимали, что заменить некем.

Дмитрий Светозаров рассказал автору этих строк, что, когда получил разрешение на экранизацию «Преступления и наказания», то перебрал в памяти всю когорту артистов разных поколений, и только на сложнейшую роль пристава следственных дел Порфирия Петровича вариантов не было: Панин. А ведь они даже знакомы не были. Впрочем, был вариант: Олег Борисов! Точней, был бы, если Олег Иванович был жив. Но великий актер, изгнанный из БДТ самим Товстоноговым, ушел из жизни в 1994 году, а Светозарову разрешили взяться за Достоевского только в 2007-м. Вот как Светозаров (человек до мозга костей киношный – сын великого Иосифа Хейфица) высоко ценит Панина: если уж сравнивать, то с Борисовым, со Смоктуновским.

Намучился Светозаров с Паниным изрядно. При том, что, в отличие от Александра Балуева и Елены Яковлевой (актеров выдающихся!), игравших в этой картине, Панин не имел никаких проблем с запоминанием текста Достоевского, озвучивал свою роль кропотливо, чуть ли не по слогам, играл гениально. Но не всегда был готов выйти на съемочную площадку по причинам вышесказанным… Истинный петербургский интеллигент Светозаров давно уже забыл все эти проблемы, так как результат покрыл все издержки, и теперь жалеет только о том, что уже не сможет позвонить Панину и попросить его «помочь» в новом фильме. Но московские режиссеры и продюсеры были далеко не всегда великодушны, и, боюсь, счет несыгранных Паниным ролей по вышеуказанным причинам будет едва ли не большим, чем сыгранных…

Расставшись с женой, с любимой семьей, Панин в последние год-два с головой ушел в работу. Казалось, он взялся за ум теперь уж всерьез и надолго. К счастью, нашлись и такие коллеги, что ему по-прежнему верили, давали новые роли. Минувшим летом Панину вновь выпала возможность сразиться с великими: в новом фильме «Шерлок Холмс» ему доверили сыграть доктора Ватсона, которого после блистательной роли Виталия Соломина уже трудно представить иным. Однако, по мнению тех, кто видел фрагменты картины, присутствовал на съемках в Ленинградской области, Панин играл, по крайней мере, не хуже - невероятно хорошо, органично, по-своему.

Еще в одном фильме «Гетеры майора Соколова» (увы, последнем для Панина!) режиссера Бахтияра Худойназарова Андрей предстанет в непривычном для себя образе – со всех сторон положительного советского разведчика 1939 года. Он мог сыграть и такое!

Коллеги Панина радовались тому, что актер словно обрел второе дыхание, точней, наконец, набрал ту мощь и силу, которую в нем видели давно, но не так часто. Однако они же замечали, что Андрей стал чуть быстрей уставать, меньше шутить, уединяться, чего раньше за ним не наблюдалось. Стрессы и депрессии от личных неурядиц не прошли даром. Что он делал, уединившись? Этого не знал точно никто. И нам остается только молить Господа, чтобы случившееся в нелюбимой им квартире на Балаклавском проспекте оказалось несчастным случаем, чтобы смерть актера была легкой и мгновенной…

 

↑ Наверх