Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

Спасет ли «выделенка» петербургский трамвай?

«Приоритетный вид транспорта» тормозит из-за автомобильных аварий, пробок и... пешеходов

Городские власти планируют возрождать петербургские трамваи. Как уже сообщала «Вечёрка», в ближайшие годы в городе обещают построить новые пути, появятся новые трамвайные маршруты, по которым побегут современные составы. Причем большую их часть пустят по специальным выделенным линиям, свободным от автомобилей. По замыслу чиновников, это избавит трамваи от необходимости стоять в пробках и поможет избежать многочисленных аварий на рельсах.
Два таких маршрута должны открыться уже в этом году. Первый пройдет по Садовой улице, которую для организации выделенной полосы придется значительно перестроить, второй — от Финляндского вокзала до станции метро «Василеостровская». По второму маршруту и сейчас ходит трамвай под номером 6, правда выделенная линия для него еще не достроена. Дабы оценить, как обстоят дела на маршруте сейчас, и в перспективе сравнить с тем, что будет, когда выделенную линию полностью достроят, корреспондент «Вечёрки» отправился кататься на петербургском трамвае.

Для трамвая № 6 выделенная линия еще не достроена. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Трамвай до кольца не пойдет
На часах — 19.30. Час пик почти закончился, на дорогах относительно свободно. К остановке (кстати, как раз-таки на выделенной полосе) трамвай подходит сразу же — приятная неожиданность для пассажира, заранее настроившегося на длительное ожидание. В вагоне, который, судя по затрапезному виду, строился еще при царе Горохе, на удивление мало людей — всего пять человек, не считая мужчины-кондуктора и женщины-вагоновожатой.

Двери закрываются, и трамвай отправляется. Благостный настрой прерывается вместе со стуком колес на первом же перекрестке при съезде с выделенной полосы. Автомобили, которые, по правилам дорожного движения, должны в 90% случаев пропускать трамвай, даже не притормаживая проскакивают у него прямо перед носом. Стоим и ждем, пока все желающие нарушители проедут.

На остановке водитель объявляет по громкой связи, что трамвай до конца маршрута (улица Кораблестроителей) не пойдет — развернется на 19-й линии Васильевского острова и двинется в обратный путь. На следующей остановке спрашиваю у водителя почему.

— Так от графика отстаем на полчаса! Вы-то, пассажиры, думаете, мы просто так ездим. А у нас расписание, все по минутам рассчитано.

Трамвай трогается, и разговор приходится прервать — уж очень шумно в салоне. Но на следующей остановке все-таки удается задать волнующий вопрос:
— А что же вы так опаздываете, если «все рассчитано»?
— Что делать — пробки. Или аварии. Если аварии — то обязательно на путях, всегда так.

Теперь понятно, что выделенная линия для трамваев — это и правда суровая необходимость.

Без заборов не обойтись
Тем временем подъезжаем к станции метро «Горьковская» — дальше трамвай пойдет по Кронверкскому проспекту, где совсем недавно уже была обустроена выделенная линия.

— По всему Кронверкскому до проспекта Добролюбова идем без остановок, — объявляет водитель.
— А это почему? — интересуюсь у кондуктора, флегматичного мужчины с «пушкинскими» бакенбардами.
— А их еще не построили, — следует ответ, — будут специальные новые остановки, приподнятые, чтобы можно было, как в электричках, — не подниматься по ступенькам, а сразу шагнуть в вагон. На днях вот как раз строить начали.

И действительно, местами вдоль путей идут какие-то работы. Правда, очертания остановок пока нигде не угадываются.

В скором времени появятся специальные новые остановки, приподнятые, чтобы можно было не подниматься по ступенькам, а сразу шагнуть в вагон. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Как ни странно, но по выделенной линии, где трамваю по идее ничего мешать не должно, мы едем едва ли не медленнее, чем по обычной трассе с помехами в виде автомобилей. А виной тому — пешеходы, которые, очевидно, решили, что мощеная дорожка с рельсами — идеальное место для прогулок. После того как третий или четвертый по счету человек, не реагируя на настойчивые трамвайные звонки, продолжал неспешно идти, думая о своем или болтая с попутчиком, нервы у вагоновожатой не выдержали и она ругнулась в открытое окно. При таком раскладе, чтобы обеспечить скоростное движение трамваев, выделенную полосу придется не только поднимать над дорогой, но и ограждать заборами от пешеходов.

В итоге к 19.50 мы доехали до Тучкова моста. В сторону Васильевского острова машин практически не было, поэтому мы его преодолели безо всяких трудностей. А вот в обратном  направлении стояла солидная пробка, автомобили собрались и на рельсах, здесь трамваю пришлось бы стоять вместе со всеми. На съезде с моста поворачивающие налево автомобилисты снова, вопреки ПДД, плотно перегородили нам путь — водителю даже пришлось пропустить один «зеленый».

Тем не менее к 19.55 трамвай остановился у станции метро «Василеостровская», где в будущем будет заканчиваться выделенная линия. Весь путь от Финляндского вокзала занял 25 минут, что скорее всего даже быстрее, чем на метро. И уж точно созерцать красоты исторического центра куда приятнее, чем однообразные подземные туннели.

Между тем
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) сообщили, что построить две обещанные выделенные трамвайные линии — на Садовой улице (от площади Репина до Сенной) и от Финляндского вокзала до станции метро «Василеостровская» — до конца этого года все же не успеют.

По словам представителей комитета, связано это с тем, что выделенные трамвайные линии для Петербурга — явление новое и отработанных схем и методов содержания и обслуживания для них не существует. Разработать их должен комитет по благоустройству, чем последний сейчас и занимается. В КРТИ предполагают, что окончательно согласуют новые схемы в течение сентября — октября, но к тому времени сезон дорожных работ уже завершится. Поэтому непосредственное строительство выделенных линий начнется не раньше весны будущего года.

Владислав НИКИТКИН
↑ Наверх