Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Трамвай возвращается и выигрывает

Даже почти двукратное снижение цены не помогло маршруткам на Садовой вернуть потерянных пассажиров

 

Трамвай вернулся на Садовую улицу чуть больше месяца назад, в первый день весны. И петербуржцы тут же проголосовали за любимую «троечку» собственным рублем. На маршрутках, которые раньше были тут почти безраздельными хозяйками, теперь никто не хочет ездить. Пытаясь вернуть клиента, маршруточники уже снизили цены с 35 до 20 рублей.

В солнечный субботний денек на остановке у бывшего «Океана», откуда стартуют в сторону площади Репина и трамвай №3, и маршрутки, народу немного. Маршрутка стоит тут уже минут пятнадцать. На лобовом стекле — типографским способом отпечатанная наклейка: «20 рублей. Мы дешевле». Под словом «дешевле» — изображение трамвая. Несмотря на столь убедительный аргумент, маршрутка все еще пустая. Водитель скучает за рулем. Лицо его уныло. Я заглядываю в открытую дверь.

— Правда, что всего 20 рублей?

— Правда-правда, заходите, — оживляется водитель. — В трамвае 25, а у нас 20. Мы специально цену снизили.

— А у меня карточка. «Подорожник». По ней сколько за проезд?

— По ней 26, — после паузы говорит водитель. Лицо его снова становится скучным.

— Почему такая разница?

— Не знаю, — вздыхает водитель. Хозяин так решил. Может, все-таки поедете?

Но к остановке уже горделиво подплывает трамвай. Новенький, нарядный, красный, с закругленным узким носом. В кабине молоденькая вагоновожатая в оранжевой жилетке. Трамвай распахивает дверцы, и пассажиры устремляются внутрь. Я усаживаюсь на одном из передних сидений, рядом с кондуктором. И сразу начинаю расспросы.

— Пассажиров у вас много? Часто ходите?

— Да одних только рабочих «Адмиралтейских верфей» сколько. Мы до площади Репина ходим, а верфи там совсем рядом. Знаете, я даже не ожидала, что люди будут так радоваться трамваю, — с улыбкой говорит кондуктор.

Выяснилось, что маршрут обслуживают четыре машины. Два трамвая идут в одну сторону, а еще два — в другую. От первой остановки до конечной трамвай идет всего 15 минут, а интервал движения — 10 минут.

— Маршруточники уже совсем обнаглели, — продолжает кондуктор. — Цену скинули. Но все равно им недолго осталось. Скоро площадь Репина закроют на ремонт, а когда отремонтируют, маршруток тут уже не будет. А трамвайный маршрут, наоборот, продлить хотят. Чуть ли не до Финляндского вокзала. Но и сейчас уже пассажиров немало. Хотя многие еще даже и не знают, что трамвай снова ходит по Садовой.

Пассажиры на передних сиденьях повернулись в нашу сторону. Они явно прислушивались к беседе. Пожилая женщина вступила в разговор.

— Я тоже не знала, — сказала она. — Мне сын сегодня утром по телефону сказал. Я так обрадовалась! Мне и не нужно никуда, а все равно решила пойти на трамвай посмотреть. Смотрю — и правда, вернули нашу «трешечку». Счастье-то какое! Прямо хочется взять и что-то такое хорошее сделать.

— Зачем вообще трамваи было снимать? Разобрали рельсы, теперь опять кладут, — вмешалась другая пассажирка. — Надо было сразу думать, ну как же Ленинграду-то — и без трамвая?! Разве могут его маршрутки заменить? Они же только о выгоде думают! Я на маршрутке и бесплатно не поеду! Мчатся как хотят. А сами грязные, страшные, да еще и живопырочки.

— А трамвай-то вон какой красивый. Удобный, светлый, чистый, — заинтересовался немолодой мужчина. — Наш хоть он? Или заграничный?

Над дверью в кабину вагоновожатой дружно обнаружили табличку, подтверждающую — трамвай наш. Так и хочется сказать — наш, советский. В общем, изготовлен Усть-Катавским вагоностроительным заводом им. Кирова.

Теперь пассажиры начали дружно восхищаться заводом. Желать ему побольше делать таких хороших трамваев и поставлять в Петербург.

— Скоро у нас таких трамваев будет много. Все маршрутки постепенно хотят заменить автобусами и трамваями, — вдруг громко сказала вагоновожатая. И тут же замолчала. На такой ответственной работе не до разговоров.

Ильф и Петров когда-то ввели в оборот термин «трамвайные ссоры». И до сих пор еще живо определение «хам трамвайный». Может быть, нужно было почти потерять трамвай, чтобы вместо трамвайных ссор родилась трамвайная дружба? Ну пусть хотя бы на какое-то время?

 

↑ Наверх