Трамвайный парк, живущий как музей
На днях Министерство культуры признало весь комплекс трамвайного парка на Васильевском острове федеральным памятником. Это значит, что и депо, и все исторические постройки должны быть сохранены
Комплекс на Среднем проспекте, 77 — 79, отныне стал памятником архитектуры федерального значения . Фото: Фото Натальи ЧАЙКИ
Что хотели уничтожить
Это событие можно считать для Петербурга важнейшим, ибо в последние годы в связи с предполагаемым здесь строительством дворца искусств и кинофабрики здания депо в силу особенности их конструкций причислили к полусараям, половину из которых намеревались отрезать для нового строительства. Надо сказать, что термин «полусарай» — вообще понятие довольно условное. Оно нередко встречается в исторической литературе. Однако строительство полусарая подразумевает возведение второй половины, то есть еще одного полусарая, которые в совокупности будут составлять единое целое.
То, что было отнесено к полусараям, и есть единое целое комплекса, создававшегося с 1907 по 1915 год.
Для музея Горэлектротранса, который располагается в депо, оставалась только ныне занимаемая площадка с двадцатью восемью экспонатами. Судьба еще тридцати семи, которые предстоит реставрировать, в случае ликвидации части «полусараев» была бы печальной, ибо сейчас люди, далекие от музейного дела и электротранспорта, видя такую технику, вполне могут назвать ее металлоломом. Но примерно так смотрелись и нынешние, выглядящие с иголочки, восстановленные силами энтузиастов и подвижников действующие экспонаты этого удивительного музея. А то, что сейчас не занято действующими экспонатами музея, зарезервировано для размещения новых экспонатов. Да и зона обслуживания для техники нужна.
Музей городского электротранспорта — это на сегодня лучшее из всего, что может располагаться в старейшем трампарке Петербурга. Ведь именно здесь парковались первые английские вагоны «Бреш», с которых начиналась история петербургского трамвая. Здесь в период, когда парк стал вагоноремонтным заводом, на свет появилась легендарная «американка», ходившая по ленинградским улицам с 1933 по 1979 год — абсолютный рекорд долгожительства среди наземного общественного транспорта.
История петербургского трамвая
Проект трамвая был готов к двухсотлетнему юбилею столицы Российской империи. К этому времени в других городах России этот вид транспорта уже благополучно существовал. В столице доходное дело не хотел упускать владелец конно-железных дорог Петр Ионович Губонин, оттого процесс передачи этой транспортной сети городу затянулся на шесть лет и завершился лишь в сентябре 1902-го. Только тогда и начались работы по проектированию трамвая и всех необходимых служб для нового и перспективного вида транспорта. Своеобразным «родовспомогательным заведением» стал дом № 38 по Надеждинской улице (ныне улица Маяковского), где разместилась подготовительная комиссия, которой было поручено переустроить конно-железную дорогу и перевести ее на электрическую тягу.
Среди отцов петербургского трамвая были инженеры-электротехники, ставшие впоследствии выдающимися учеными, — Яков Модестович Гаккель, Михаил Андреевич Шателен и, конечно, Генрих Осипович Графтио.
Для общественного вида транспорта, который предстояло широко развивать, не хватало коночных парков, которые следовало переоборудовать, понадобились и новые. Первенцами стали три парка — Московский (с 1922-го — имени Коняшина, с 1995-го — № 1), Петербургский (с 1922-го — имени Блохина, с 1995-го — № 3) и Василеостровский (с 1922-го по 1995-й — имени Леонова). Но первые два были устроены на месте коночных, а под Василеостровский отвели участок Смоленского поля, которое простиралось за 19-й линией. Сегодня трудно представить, что здесь, на земле, принадлежащей городскому ведомству, пасли скотину и разводили овощи солдаты Финляндского полка, квартировавшего в этой части Васильевского острова.
Административное здание, завершившее весь трамвайный комплекс, построил Александр Алексеевич Ламагин, а здания трамвайных депо скорее всего вместе с ним разработали техники Леонид Борисович Горенберг и Федор Оскарович Тейхман, создав типовой проект таких сооружений, оказавшийся не только технически удобным, но и архитектурно весьма интересным.
Василеостровские депо из красного кирпича давно признаны комитетом государственной инспекции охраны памятников (КГИОП) памятником промышленной архитектуры.
Фото Натальи ЧАЙКИ . Фото: Он когда-то гремел и блистал, на него любоваться ходили.
«Слоны» и «стиляги»
Под крышами депо собраны все модели трамваев, которые когда-либо ходили по улицам Петербурга — Петрограда — Ленинграда.
Самый экзотический — это, конечно, вагон конки образца 1900 года. его можно назвать в числе древнейших экспонатов этого музея, поскольку изготовили его в 1970-е для «Ленфильма». Потом киностудия продала его музею истории Ленинграда, а в 1990-м коночный вагон, отремонтированный на трамвайно-механическом заводе на Чугунной улице, перевезли в музей электротранспорта. В числе древних — и вагон 1028, сделанный в 1982 году из механического стального (МС) образца 1929 года в виде английского «Бреша». Этот вагон в оригинале открывал трамвайное движение в Петербурге, а в копии 1982 года — ретроэкскурсии.
Но только две эти модели являются репликарами, то есть копиями.
Все остальные модели — подлинные: и «слон», который эту кличку получил за тяжесть и обтекаемый кузов, и «стиляга», появившийся в 1957-м и прозванный так за оригинальную окраску. В те годы хрущевской оттепели стилягами было принято называть модников, одевавшихся во все стильное, на западный манер. Иными словами, все музейные экспонаты — самые настоящие и все — на ходу.
Наиболее любима ленинградцами — петербуржцами «американка». Эта модель родилась здесь, на Васильевском острове, когда площадка трампарка стала вагоноремонтным заводом. Конструктор Дмитрий Кондратьев создал трамвай ЛМ-ЛП-33. Два вагона «американки» могли вмещать до пятисот пассажиров, а конструкция створчатых дверей оказалась настолько удачной, что впоследствии ее стали использовать в автобусах и троллейбусах.
Почему советский трамвай прозвали «американкой»? Дело в том, что наши конструкторы летали в США, чтобы перенять опыт. Эта модель во многом учитывала образцы американских вагонов, даже система расположения сидений в салоне была перенята у заокеанских специалистов.
Но Василеостровский трампарк — это не только рождение петербургского трамвая как транспорта и легендарного трамвая-долгожителя. Это — подвиг во имя победы в Великой Отечественной войне. Здесь в блокаду под руководством Георгия Авксентьевича Ладыженского серийно выпускались противотанковые и противопехотные мины, изготавливались и шестеренки для танков «КВ». Это делалось помимо того, что парк действовал и по своему прямому назначению — как трамвайный, поскольку именно трамвай в войну стал главным перевозчиком грузов.
Первый петербургский трампарк живет. Жаль, что из него ушла повседневная трудовая жизнь, как это было раньше, когда в нем совмещались и рабочие, и музейные функции. Хорошо то, что в нем остался музей городского электротранспорта, хранящий славные традиции. Слава богу, комплекс на Среднем проспекте, 77 — 79, отныне стал памятником архитектуры федерального значения.