Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Требуются дворники. Можно с патентом

Многим работодателям стало невыгодно брать на работу легализованных мигрантов

Новые правила игры, которые Федеральная миграционная служба ввела для гастарбайтеров — патенты с ежемесячными платежами в бюджет взамен квот и разрешений на работу, — практически перекрыли кислород нелегальной миграции. Если приезжий не выполняет режим проживания или работы, даже если не попадется в руки сотрудников ФМС или полиции, все его нарушения фиксируются в электронных базах и по отношению к нему заочно принимаются меры в виде запрета на въезд в нашу страну. И однажды, уехав домой, он в течение определенного времени, в зависимости от серьезности нарушений, уже не сможет вернуться в Россию. 

Сейчас основная задача правоохранительных и контролирующих органов — заставить играть по этим правилам работодателей, которым легализация миграции невыгодна, поскольку иначе им придется легализоваться самим, и они, провоцируя приезжих на нарушения, ищут обходные пути, чтобы использовать нелегальный труд.

Итак, каковы условия проживания для иностранцев? Здесь все та же миграционная карта, которая дает право находиться в нашей стране 90 дней. Если за это время трудовой мигрант не устроился на работу или не уехал обратно, в электронных базах это фиксируется и в следующий раз границу он пересечь не сможет.

Каковы условия работы? Получение патента. На это дается месяц со дня приезда. В течение этого месяца надо пройти медицинское обследование, оформить медицинскую страховку, сдать тесты по русскому языку, оформить ИНН, после чего получить патент, ежемесячно платить в бюджет Петербурга 3000 рублей и устроиться на работу так, чтобы работодатель подтвердил этот факт для Управления ФМС по Петербургу и Ленобласти. Если в течение двух месяцев факт трудоустройства не подтверждается, даже если мигрант платит эти 3000 рублей, патент аннулируется, он становится безработным и должен уехать из страны. То есть неработающий мигрант не может находиться в России после окончания срока действия миграционной карты. Иначе миграционная служба закрывает въезд в страну.

Теперь цифры. Кстати, кризис уже не влияет на въезд иностранцев. За пять месяцев как в этом, так и в прошлом году въехало около миллиона иностранцев. Из этого миллиона большая часть — проживавшие в гостиницах, то есть не мигранты. Сколько же мигрантов в городе? Сейчас действуют 111 964 патента и 126 064 разрешения на работу, оставшихся с прошлого года. Эти патенты уже принесли в бюджет города 1,1 миллиарда рублей. Сколько еще нелегалов? В УФМС уверены, что немного.

Как сообщила «Вечернему Петербургу» начальник Управления ФМС по Петербургу и Ленобласти Елена Дунаева, за пять месяцев сотрудниками миграционной службы было проверено 5030 объектов. Среди них 304 строительные организации, 48 предприятий бытового обслуживания, 3166 домов- и квартир-общежитий, 160 промышленных предприятий, 21 ферма, 343 торговых заведения и 744 объекта разного назначения. По всем нарушениям составлено 37 287 административных протоколов. По ним въезд в страну в общей сложности закрыт для 37 491 мигранта, выдворено 3096 человек, депортирован 121 человек. Наложено штрафов на 111 745 500 рублей, из них уже взыскано 81 485 500 рублей.

Кроме того, Елена Дунаева пообещала, что до конца 2015 года будут «зачищены» все адреса, на которых фиксируется многократная регистрация приезжих.

Кстати, сейчас несколько меняется география трудовой миграции. По-прежнему больше всего приезжих из Узбекистана. Но их уже меньше, потому что в этом году в Узбекистан уехало на 21 тысячу больше человек и на 16 тысяч меньше приехало по сравнению с прошлым годом. Но стало больше мигрантов из Белоруссии, Армении и Киргизии (гражданам двух последних стран официального разрешения на работу не требуется). Также в Петербурге живут 18 тысяч граждан Украины, которые получили статус на временное убежище. 

Есть и картина занятости трудовых мигрантов. 24% трудятся в строительстве, 8,5% в торговле, 9% в складской сфере, 12% на производстве, 1% в сельском и лесном хозяйствах, 15,5% в сфере услуг и 31% в других сферах.

Сейчас, по словам Елены Дунаевой, основная задача — заставить легализоваться работодателей. Потому что им легальные рабочие не нужны. Тут все просто. Допустим, приходит в какую-нибудь строительную конторку мигрант и говорит, что у него есть патент, за который он платит ежемесячно 3000 рублей. Но это фиксированная ставка. Если он получает зарплату, подоходный налог от которой больше, чем эти 3000 рублей, то работодатель должен доплатить разницу государству. Или наоборот — зарплата меньше, и тогда работодателю могут вернуть лишние деньги. Но суть в том, что в любом случае у работодателя должна быть полностью белая бухгалтерия. То есть он должен забыть о расчетах черным налом. Какой строитель или начальник клининговой компании захочет «обеляться»? У него все доходы черные. Поэтому даже объявления на улицах начали появляться: «Требуются дворники. Против патента не возражаем». В общем, многие работодатели в гробу видели эти патенты.

И здесь недобросовестные предприниматели нашли выход. Корреспондент «ВП» пообщался с некоторыми строителями и сотрудниками супермаркетов. Картина вырисовывается следующая. Сейчас появилось много фирмочек, которые, собственно, ничем не занимаются, кроме того что оформляют мигрантов с их патентами к себе и ведут видимость бухгалтерии. И они предоставляют уже «чистых» гастарбайтеров работодателям. То есть мигрант вроде трудится на стройке, а числится в каких-нибудь «Рогах и копытах». И зарплату получает через «Рога и копыта».

Эта практика распространяется по всем отраслям. Например, в крупных сетевых супермаркетах уже давно нет своих уборщиков — все они официально числятся в какой-нибудь клининговой компании. Кстати, здесь сразу же появляется хорошая возможность для обмана. Часто им просто не платят. Менеджеры строительной фирмы или магазина, когда мигранты обращаются к ним за зарплатой, выполнив ту или иную работу, говорят, что деньги они должны получать там, где трудоустроены, то есть в посредниче­ской фирме, а те по большей части однодневки — не то что зарплаты, концов не найдешь.

Но многие работодатели предпочитают вообще не связываться с мигрантами. Ведь в Петербург на заработки много народа приезжает из других городов. И им никаких патентов не требуется. В общем, вместо иностранных мигрантов берут своих.

↑ Наверх