«Тревожит то, что делают балетмейстеры младшего поколения»
Коллектив Бориса Эйфмана открывает 38-й сезон
На встрече с журналистами руководитель театра вспомнил непростые годы существования своего коллектива, рассказал о деятельности уникальной Академии танца и поделился планами на предстоящий сезон.
38-й сезон открывается 4 августа балетом «Роден» на сцене Александринского театра. В этом пространстве до начала осени будут показаны еще три репертуарных спектакля. Гастрольная жизнь начнется в сентябре, когда театр отправится с «Анной Карениной» в Монте-Карло.
Как сказал Борис Эйфман, когда в 1988 году он поставил в Монте-Карло балет по предложению принцессы Каролины, это был практически его первый выезд за пределы СССР и возвращение туда спустя четверть века вызывает объяснимое волнение. Также коллективу предстоят гастроли в США, Канаде, Франции, Чехии, Польше.
— Российский балет пережил разные периоды взаимодействия с Западом. Многие артисты, эмигрировавшие после революции, явились провокаторами современного искусства за рубежом. Был период, когда на Западе все развивалось, а нам казалось, что мы загниваем, — поделился Борис Яковлевич с корреспондентом «ВП». — За последние 20 лет все перетасовалось, и можно сделать кое-какие выводы. Кризис сегодня, в общем, везде — и в Европе, и в Америке, и в России.
Примечательно, что в Американском театре балета сегодня три четверти российских артистов (а раньше было 50 на 50).
Это не самый хороший вариант: то есть все лучшее у нас покупают. Меня тревожит то, что делают балетмейстеры младшего поколения, 40-летние. Когда-то все увлекались абстрактным балетом, который хотя и провоцировал развитие технологий (дизайна, сценического света и так далее), но искусство не развивал. Стало утрачиваться понимание балета как театра, уходит форма «большого спектакля». А театр все-таки требует драматургии. Когда хореографы, ушедшие в свое время от драматургии, сюжета, истории, ныне к этому обращаются, то видно: они не умеют выразить движением диалог, выразить мысль. Получается очень просто, примитивно, напоминает давно забытые советские драмбалеты. Я тут видел одну лондонскую премьеру — это будто советский провинциальный балет годов 60-х. Нужно жить независимой жизнью, ничего не заимствовать. И нужно помнить, что балет — это не только набор движений. У ведущих хореографов, даже авангардных, я ощущаю сегодня стремление вернуться к театру как таковому, к большим спектаклям и большим историям.
Эйфман всегда понимал искусство балета именно как искусство театра — и как высказывание, стремился к неразрывной связи движения и мысли. Этим можно объяснить, почему значительную часть эйфмановского наследия составляют спектакли по большой прозе: «Мастер и Маргарита», «Идиот», «По ту сторону греха» по «Карамазовым», «Анна Каренина».
Балет «Роден» откроет новый сезон. Фото: пресс-служба Академии танца
В этом сезоне репертуар театра пополнится еще одним «романным» спектаклем — на этот раз по американской литературе.
Балет на основе романа Фицджеральда «Ночь нежна» будет поставлен на музыку Гершвина, Шуберта и Берга.
— Я давно увлекаюсь Фрейдом, психоанализом, — рассказал Борис Эйфман. — И давно мечтал поставить спектакль, как-то связанный со способностью психоаналитика проникать во внутренний мир человека и делать его материальным. Хочу показать, с одной стороны, безумно красивый и энергичный век джаза, карнавал жизни, а с другой — драму героев.
Есть в планах балетмейстера и хрестоматийная классика, например «Щелкунчик». Мастер выразил желание иметь в репертуаре «Лебединое озеро» или «Спящую красавицу», но этому препятствует отсутствие собственной подходящей площадки. Строительство Дворца танца Бориса Эйфмана на Петроградской стороне ведется, но точно говорить о сроках завершения пока нельзя. Возможно, это будет через два сезона — когда театр отпразднует 40-летие, а его руководитель — 70-летие.
Метки: Подмостки Балет Из первых рук Премьеры
Важно: Правила перепоста материалов