Трезини увековечили… вместе с дарителем
Скульптура итальянца из Лугано встречает клиентов одноименного отеля
Новая традиция Петербурга — подношения городу с увековеченными именами дарителей. Итальянец Доменико Трезини, в русской жизни ставший Андреем Петровичем Трезиным, был автором Петропавловки, здания Двенадцати коллегий, Лавры. Еще к 300-летию Северной столицы, в 2003 году, городские власти решили установить ему памятник. Плацем для скульптуры был выбран участок между Университетской набережной и 5-й и 6-й линиями Васильевского острова, при съезде с моста Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенского) — в 1995 году плац назвали площадью Трезини.
Теоретически новые постройки на невских набережных невозможны. Набережные — часть панорамы Невы, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Но в данном случае было сделано исключение. Первый архитектор Петербурга шагнул на площадь своего имени в медвежьей шубе, с циркулем и рулоном чертежей — символизируя профессию и одновременно «русский дух».
— Впечатление сложное! — восклицали прохожие, которых застал «ВП» на месте установки скульптуры. — Показали «русскость»?
— Ой, Архимед! Помните? «Только не трогай мои чертежи», — воскликнул Архимед, когда над ним завис меч римского легионера, — откликнулся студент АХ («Репинки»).
— Вылитый наш ректор! — уличный вернисаж был полон эмоциональных откликов.
Прозвучали мнения, будто данная скульптура — вариант садово-парковой. Только сильно гипертрофированный. Засомневались, как выдержит бронзовая кудрявость городскую сажу. И в целом: высказали мнение на тему «если всякий отель начнет ставить перед своим курдонером «истуканов» — никто не понимает, во что превратятся наши набережные». Особенно задели публику литеры с именем носителя даров. Кому памятник: Трезини или некому дарителю? Вот такое новое явление на невских набережных.