«Трудных» детей воспитывают трудом. И молитвами
Корреспонденты «Вечёрки» побывали на предприятии с рабочими местами для подростков, склонных к правонарушениям
Купол церкви на улице Доблести возникает неожиданно: среди серых многоэтажек, выстроенных вплотную одна к другой, прямо за типовым двухэтажным зданием советских времен. Многие посетители храма Святых Равноапостольных Константина и Елены — несовершеннолетние. Но детьми назвать их сложно. Они уже столкнулись с жестокостью в семье, бедностью, нуждой, насилием. Некоторые совершали мелкие кражи и даже преступления. Большинство так и не социализировались в школе, еле-еле перебивались с двоек на тройки, хулиганили. Здесь, на предприятии «Новое поколение», им предоставляют работу. По принципу «труд сделал из неблагополучного подростка благополучного» предприятие работает с 1994 года, и довольно успешно. А вот храм построили здесь недавно. Корреспонденты «ВП» посмотрели на то, как «трудные» дети работают… и молятся.
Больным ленью — по 300 рублей в месяц
Сразу у входа на предприятие — медпункт. Там дежурит врач. Но посетителей совсем нет.
— Ребята у нас здоровенькие, приходят разве что с царапинами, порезами, — объясняет медсестра Оксана Борецкая. — Правда, есть одна болезнь. Я бы даже сказала, эпидемия. От нее здесь лечат комплексно, в каждом отделе — в цехах, в церкви, всюду. Это лень! Бывает, знаете, придет парень и говорит: «У меня давление!» А я смеюсь, говорю: «Ты откуда слово-то такое знаешь?»
Тот, кому лень, получает в конце месяца зарплату 300 — 500 рублей. А кому не лень, в свои 16 лет может неплохо подзаработать и даже иметь доход в 20 тысяч рублей ежемесячно. Все зависит от выработки. Ребята собирают настольные игры на тему кино, дорог, автомобилей, моды и прочего. На предприятии работают 200 человек.
Направление на работу от органа опеки
Сразу за медпунктом — отдел комплектации игр. Работают здесь одни девочки. Уже в дверях видно, как у них в ушах, носах, губах, подбородках поблескивают сережки пирсинга. Волосы — палитра всех цветов, от темно-фиолетового до ярко-красного. Но одежда одинаковая — аккуратные белые халатики.
Леди за одним из столиков раскладывают маленькие цветные деревянные машинки по пакетикам.
— Будет игра, железная дорога, — объясняет одна из девочек. — Нужно, чтобы в каждом мешочке было по четыре машинки разного цвета. Я лично зарабатываю примерно по 3000 рублей в месяц. Ничего, нормально. Мы тут сидим, разговариваем. Не скучно. Потом покупаю продукты на эти деньги. И еще с каждой зарплаты — по одной шмотке или украшению. Такой подарок самой себе.
А больше дарить подарки этой девочке некому. Мама пьет. Остальные родственники давно отвернулись. Сюда она попала по направлению органов опеки. А потом и подругу с собой позвала. У той похожая ситуация, и «тоже в школе как-то не ладилось», так что в опеке охотно выдали направление в «Новое поколение».
На предприятие все дети попадают именно таким образом, по направлениям от инспекторов отделов по делам несовершеннолетних, районных комиссий по делам несовершеннолетних и прочих подобных органов. Направляют и условно осужденных подростков, и уже совершавших преступления, правонарушения, и так называемых трудных детей.
«Семья» — только настольная
На предприятии есть и некий карьерный рост. Тех, кто хорошо справляется с работой, могут повысить до отдела технического контроля, а также перевести в упаковочный цех. Тут у дверей, у первого из автоматов, стоит молодой парень, упаковывает настольную игру «Наша семья». Представляется Ярославом.
— Ярослав, а ты сам в эту игру играл?
— Да, попробовал разок. Ничего так.
— С кем играл? С семьей? Игра ведь семейная…
— Нет, я с друзьями поиграл. С семьей все сложно...
— Неужели игру упаковывать лучше, чем учиться в школе?
— Да нет, не лучше, конечно. Так получилось. Но я понимаю, что пора уже идти получать образование.
У 90% детей, оказавшихся в «Новом поколении», очень серьезные проблемы дома, в семье. Вот оно, лишнее подтверждение тому, что институт семьи в России в плачевном состоянии. И как результат — дворовая одинокая, озлобленная молодежь.
В этом цехе молодые работники упаковывают «Кино», «Семью», другие настольные игры.
У кого шахматы, а у кого — бумбокс
На втором этаже располагается еще пара цехов. Тут склеивают детали и коробки. Из одного из помещений доносится модная танцевальная музыка. Причем басы звучат так, будто включена профессиональная диджейская установка. Но, оказывается, играет обычный старенький бумбокс. Под него молодые работники, два десятка «трудных» парней по 15 — 16 лет, клеят крышки для игр, пританцовывая. Какую ставить музыку, решают коллегиально. А включать ее придумал местный мастер-воспитатель Артем Прокофьев. Он и сам совсем недавно трудился в этом же цехе на склейке коробок. Теперь получил повышение. Выработка у него была большая, так что получалось зарабатывать по 20 тысяч в месяц. Сейчас Артем получает еще больше, уже в виде постоянного оклада. А музыка — способ мотивации. Бывает, конечно, что не помогает. Тогда приходится поговорить по душам.
— Если просто заявить: «Давай, работай», тебя и интеллигент не послушает, а тем более здешние ребята, — объясняет Артем. — Их нужно мотивировать. Чем? Зависит от личности. Чаще всего подходит тема денег. Объясняю, что можно заработать ощутимую сумму. Тем более я — живое доказательство этого! Но некоторым на самом деле важно нечто иное. Например, возможность быть самостоятельным, взрослым, независимым. Так или иначе, подход можно найти к каждому.
А в соседнем цехе, наоборот, тихо-тихо. В центре зала — шахматная доска. Мастер-воспитатель Михаил Егоров, социальный педагог с 20-летним стажем, «обкатывает» свое ноу-хау.
— Выполнил план? Сыграй партию в шахматы, но только если вместо перекура! — объясняет он свой подход. — И ведь все втянулись, играют, и с таким азартом. Действительно, стали предпочитать перекурам шахматы. Знаете, этих ребят называют «трудными». Но для кого они трудны? Для общества? Возможно. Но лично для меня трудно разве что поднять их утром на работу.
Фантасты популярнее Чехова
Некоторых работников мастера будят лично, ведь здесь же, в «Новом поколении», расположена социальная гостиница для временного проживания. Она рассчитана только на мальчиков. Так заведено, а почему — никто не знает. Так или иначе, пользуются ею многие ребята. Всякое бывает: отчим-наркоман, мама на полгода отправлена в психбольницу, старший брат напивается и изнутри запирает входную дверь. А здесь можно переночевать (при условии: никаких гостей и алкоголя), посмотреть телевизор, и даже библиотека имеется. Среди книжек и братья Стругацкие, и даже Чехов, но, по словам местных смотрителей, здешние подростки читают разве что пару глав фантастики с яркими обложками и «Встречу тиранов» Кира Булычева.
Церковь и космос на острие борьбы с суицидальными настроениями
От восьми подобных предприятий, находящихся в разных районах города и Ленобласти, «Новое поколение» на улице Доблести отличается возведенной прямо во дворике церковью. Сюда, в храм Святых Равноапостольных Константина и Елены, подростки приходят только по желанию. И приходят практически все. Охотно.
Дети с удовольствием ходят в церковь каждый день.
Вот рядом со ступеньками старательно вспахивают землю двое парней. Завидев настоятеля протоиерея Михаила Бравермана, они отрываются от работы, уважительно здороваются. Отец Михаил их за работу хвалит и следует в храм.
— Не вставай спиной к алтарю и не жуй, пожалуйста, поди выбрось свою жвачку в мусорное ведро, — говорит он одному из посетителей спокойно, тихо, дружелюбно, но не заискивающе.
Мальчик перестает жевать, неестественно дергаться, выходит на улицу, возвращается уже без жвачки, берет свечку, идет к иконам.
Рядом с церковью к тому же выстроено помещение для церковно-просветительских занятий. Небольшая постройка снаружи похожа на дачный летний домик или маленький ангар, но внутри — космический корабль. Дизайн придумали сами подростки. Одна стена — фотообои со снимком космоса. Вокруг — изображения планеты, фотографии. В центре расположен стол с крутящимися стульчиками. Рядом с иконой, на небольшой сцене, синтезатор.
Сотрудники «Нового поколения» говорят, что, после того как к труду добавили духовную составляющую, с подростками стали твориться настоящие чудеса. Хамоватые ребята превращаются в спокойных и доброжелательных молодых людей, начинают интересоваться учебой, жалеют о многих своих поступках и словах. И еще, именно здесь борются с самым страшным — суицидальным настроением.
Отец Михаил объясняет детям, что такое добро и зло и почему жизнь прекрасна.
— Современная молодежь нуждается в объяснении понятий добра и зла, — говорит протоиерей Михаил Браверман. — Вера — свободный выбор каждого. Церковь же обращена ко всем. Здесь могут ответить, почему ты пришел в этот мир, почему плачешь и радуешься. Когда мне кто-то говорит о суициде, я могу объяснить, что жизнь — прекрасна. И ребята это понимают, а вскоре сами убеждаются, что так оно и есть.
В подтверждение этих слов в дверях появляется девочка Аня по фамилии Счастливая, которая, заслышав последние фразы беседы, утвердительно кивает и говорит, что в какой-то момент поняла это.
Предприятие «Новое поколение»
Органы опеки и другие надзорные органы направляют на работу на предприятие 14 — 18-летних подростков, склонных к правонарушениям. Предприятие выпускает 52 вида игр для торговых сетей России и стран СНГ. За 18 лет на нем отработали 18 тысяч детей.
После завершения работы только 1% подростков совершили преступления, 95% поступили в средние профессиональные учебные заведения или устроились на работу. На 9 площадках в Петербурге (на улице Доблести, проспекте Космонавтов и проспекте Авиаконструкторов, в Колпинской воспитательной колонии и двух спецшколах в Петродворце) и Ленобласти (городах Ломоносове и Кингисеппе, поселке Мехбаза) сейчас работают более 1000 человек. В том числе 200 человек работают на площадке № 1 на улице Доблести, из которых 153 подростка прописаны в Красносельском районе и 47 подростков — в Кировском.
Работа идет 5 дней в неделю с 9.00 до 18.00, обучение дети проходят в вечерних школах по спецпрограмме.
МНЕНИЯ
Начальник 2-го отдела Управления по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по СПб и Ленобласти Клавдия Карловская:
— Преступления, которые совершают трудные подростки, как правило, корыстно-имущественные и зачастую связаны с тем, что у детей нет легальных возможностей заработать. А здесь им такую возможность предоставляют. И то, что повторные правонарушения среди подростков, поработавших в «Новом поколении», очень большая редкость, подтверждает эффективность такой работы.
Генеральный директор предприятия «Новое поколение» Михаил Дмитриев:
— Мы можем дать им труд, но не компетентны объяснять, где добро, а где зло. Эту функцию как раз исполняет церковь, и мы поражаемся результатам. Я вижу, как изменяется поведение подростков.
Настоятель церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменской) протоиерей Алексей Крылов:
— Задача церкви — быть рядом, помогать, поддерживать, помогать социализироваться. Ни в коем случае нельзя пытаться увезти этих ребят куда-то, запереть где-то, отгородить от общества. На примере бунтов в Северной Африке, Франции, Великобритании и других странах мы можем видеть, что происходит, когда молодежь выброшена в сторону. Это не трудные подростки, а просто дети, с которыми нужно быть рядом.
Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Пятничный выпуск Темы выходного дня Народное образование Безопасность Из первых рук Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов