Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

«Творческая лаборатория» в действии

У юных журналистов появилась новая площадка

В Балтийском медиа-центре, что на Каменноостровском, 67, начала работу «Творческая лаборатория» — серия мастер-классов для ребят из редакций школьных газет.
На первом занятии секреты мастерства юным журналистам открывали режиссер телеканала «100ТВ» Алла Чикичева и редактор издательства «Азбука» Наталия Соколовская.

Будущим журналистам продемонстрировали «простое чудо» создания фильма. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Лейтмотивом этой встречи профессионалов и ребят, только начинающих творческий путь, стал анализ документального фильма Аллы Чикичевой «Блокада: Эффект присутствия», созданного в сотрудничестве с Наталией Соколовской, автором книги «Ольга Берггольц: Запретный дневник». На самом деле перед зрителями предстала монументальная работа, доказывающая, что документальное кино может быть не занудным вколачиванием фактов в голову, — правильный подход превращает его в эмоционально насыщенное, оставляющее глубокое впечатление полотно. Как достичь подобного эффекта? Как заставить зрителя не просто воспринять информацию, но и сопереживать персонажам — историческим личностям?

— В первую очередь необходимо быть точным, к этому обязывает профессия журналиста, — отмечает Наталия, — и в работе над книгой и над фильмом мы обращались к документам, не допускающим кривотолков. Допустим, мы с Аллой были первыми допущенными к изучению личного дела Ольги Берггольц в спецархиве ФСБ. Но между тем благодаря приглашению Аллы к сотрудничеству я впервые вышла из мира литературы и сделала шаг во вселенную кино, и это было по-своему сложно.

— Очень и очень сложно было вместить все сюжетные линии в рамки фильма, — продолжает Алла. — Но самым емким является процесс поиска истины со стороны и журналиста, и его собеседника. В нашем случае — это более восьми часов беседы, разбивающихся на кусочки и затем подгоняемых по ритму, формирующих общий смысл. Всё остальное, все элементы — такие, как фрагменты кинохроники, включенные в фильм, фотографии, съемки в залах Музея обороны и блокады Ленинграда, панорамы города, аудиоряд — тоже воздействуют на зрителя. Очень важен поиск ярких визуальных, «говорящих», метафорических образов, что, по сути, напоминает работу художника.

— Я больше привыкла работать со словом, — рассказывает о своих кинопереживаниях писательница, — несколько иначе воспринимать материальный мир. В данном случае я, как Антей. И поскольку моя земля — это слово, то отрываться страшно. Фильм же весь пронизан сложными метафорическими конструкциями, но Алла смогла передать тот дух, ту напряженную атмосферу, живущие в книге: это и довоенное время — психологический портрет 1930-х годов, и ужасы блокады.

Всем присутствующим на примерах объяснялось, как производится монтаж, как меняется картинка в его процессе, как «нарезается» диалог журналиста с собеседником, как добавляются аудиодорожки: пример «простого чуда» формирования готового продукта из множества, казалось бы, разрозненных элементов.

— Такие фильмы очень важны, — объясняет Наталия причину появления картины, — чем дальше мы отдаляемся от конкретной эпохи, тем сложнее найти свидетелей событий, ведь они очень пожилые, и их всё меньше.

— Мы очень далеко ушли вперед, и вы — уже совсем другие, у вас другой мир, иное восприятие реальности, нежели у нас с Наталией, и посему у вас другие вопросы. И пока среди нас есть ветераны, блокадники, люди, выстрадавшие то время от начала и до конца, встретьтесь с ними, поговорите, старайтесь узнать именно то, что интересно вам с вашей точки зрения. Сделайте это, пока еще не поздно.

 

 

Алексей БЛАХНОВ
↑ Наверх