Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

«Ты видишь Ленина?»

В минувшие выходные в нашем городе прошел первый Открытый фестиваль уличных театров

В минувшие выходные в нашем городе прошел первый Открытый фестиваль уличных театров 

Вечером в пятницу, гуляя по набережной в ЦПКиО, мы оказались в гуще какого-то шествия: впереди ехали велосипедисты с развевающимися флагами из прозрачного полиэтилена (надо сказать, что это очень красиво, и в отличие от казенных флагов, которые грохочут на ветру, как канонада, полиэтиленовые знамена мелодично и приятно шуршат). За ними следом шли клоуны, разноцветные чудовища, какие-то невиданные звери и инопланетные существа: это уличные актеры разных жанров и из разных коллективов, образовав что-то вроде вавилонского столпотворения, приглашали всех отдыхающих принять участие в открытии Фестиваля уличных театров. Невозможно было устоять перед этой праздничной кутерьмой и не присоединиться к шествию. 

 

 

На поляне у дуба под старинную и сказочную музыку клоунского оркестра эти невероятные существа приглашали гостей к танцу. Гости сначала вели себя по-взрослому высокомерно: стояли на дорожках и смотрели издалека. Но сперва одна веселая компания расположилась на траве, потом другая, и вот уже зрители стали стекаться со всего парка, а самые смелые (они, конечно же, были самыми маленькими) начали подтанцовывать клоунам и чудовищам, которых становилось все больше и больше. Я осмелилась присоединиться к группе, на мой взгляд, самых стильных и страшных масок (как оказалось, это были «Странствующие куклы господина Пэжо»). Куклы мужеского пола тут же заключили меня в объятия, а вот кукла женского рода не пожелала участвовать в нашей фотосессии и стала ее режиссировать, давая коварные задания, например присесть на землю. Зато куклы-мужчины не только галантно помогли мне подняться, но еще и заботливо отряхнули коленки и платье. 

 

 

Вообще все клоуны и чудовища, даже самые агрессивные на вид, были заразительно веселы и смогли так зажечь посетителей, что, когда настало время шествия по аллеям парка, за ними последовала целая толпа, причем взрослые люди баловались и смеялись не меньше, чем дети. 

А предводителем этих героев из ужастиков был сам Владимир Ильич. «Ты видишь Ленина?» — спросила бабушка внучку лет восьми, и, к моему удивлению, девочка радостно ответила: «Да, вон он!» А я-то думала, что она знает лишь человека-паука и вампиров! 

 

 

После непродолжительного выступления заместителя председателя комитета по культуре Александра Платунова, который открыл фестиваль, выглядывая из большой шляпы, заменявшей трибуну, начался спектакль уже знакомых мне «Странствующих кукол господина Пэжо». Под наивную и бодрую, но почему-то одновременно грустную музыку на сцену вышли артисты средневековой труппы в белых балахонах и масках. Они совершили торжественный проход по арене: куклы-мужчины, куклы-женщины, всадник на тряпичной лошади, прогромыхал фургон, запряженный людьми (единственные актеры без масок с изящными и трагическими выбеленными лицами), проковыляло непонятное маленькое существо — то ли карлик, то ли животное… Заключал шествие невысокий уродец, «человек-картошка», трогательно заглядывающий в глаза зрителям. Так начался этот удивительный спектакль. 

Куклам господина Пэжо удалось вовлечь в игры и серьезных дяденек, и усталых мамочек, и даже старушек, ну а уж дети вскоре освоились и не ждали приглашения к участию, а носились по импровизированной сцене, дергая за полы сюртуков кукол-актеров. Трехлетняя зрительница вскоре стала главным действующим лицом: она с хулиганским азартом подключалась к каждой игре, придумывала свои собственные, отбирала у актеров реквизит и — главное — получала от этого неописуемое удовольствие. Маленькая разбойница заплакала только в тот момент, когда актеры, изрядно устав от ее участия, унесли ее со сцены в какой-то волшебной коробке. Сидеть за кулисами эта артистка не желала. 

До знакомства с Театром «Странствующих кукол г-на Пэжо» я думала: разве может незатейливый уличный театр привлечь внимание современных, избалованных замысловатыми зрелищами людей, тем более детей, выросших на американских фэнтезийных фильмах с их трюками и спецэффектами? Но когда в «Декадансе» куклы 

г-на Пэжо стали пускать обыкновенные, но фантастически красивые мыльные пузыри, то маленькие зрители в один голос ахнули, и на их лицах был такой восторг, какого не вызывает никакой «Аватар» в формате 3D. 

Выходит, наивный уличный театр с его бесхитростными выразительными средствами и человеческой интонацией по-прежнему актуален и нужен нам. Может быть, больше, чем грандиозные и заумные постановки профессиональных модных режиссеров, и уж точно больше, чем вся та продукция, что мы смотрим в дорогих кинотеатрах. Будем ждать новых встреч с куклами г-на Пэжо и с другими артистами на улицах нашего города. 

 

Виктория АМИНОВА фото Юлии КУЛЬКИНОЙ и Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх