Газета выходит с октября 1917 года Friday 1 марта 2024

Тяжела и неказиста жизнь балетного артиста…

Танцоры Мариинского театра требуют от администрации соблюдения трудового законодательства

Все знают, какой ценой достигается балетная легкость и как короток век танцовщиков, будь это солисты, имена которых знают балетоманы всего мира, или скромные труженики кордебалета. Но не многие подозревали о том, сколько, оказывается, проблем скрывается за блестящим фасадом Мариинки, пока лидеры профсоюза балетной труппы знаменитого театра во главе с примой-балериной Дарьей Павленко не обратились с письмом к министру культуры Владимиру Мединскому.

Сцена из балета «Лебединое озеро». Мариинский театр Фото: Наташи РАЗИНОЙ


Напомним, что в письме изложены требования балетных артистов. Не будем перечислять все претензии артистов к администрации театра (они подробнейшим образом изложены как в самом письме, которое находится в открытом доступе в Интернете, так и в СМИ). Скажем только, что причиной конфликта стали невыстроенные, непрописанные четко отношения между работодателями и работниками. Отсюда — якобы ущемление прав последних.

Мариинский театр долго не комментировал ситуацию в связи с тем, что балетная труппа вместе со своим руководителем Юрием Фатеевым находилась (и будет находиться до 2 декабря) на гастролях в Южной Корее и Японии. В Японии же пребывал и худрук Мариинки Валерий Гергиев, выступавший там с Симфоническим оркестром.

Впрочем, на гастролях худрук, как говорят в театре, пребывает девять месяцев в году, поэтому многие свои полномочия он делегировал администрации.

И вот наконец Валерий Абисалович дал комментарии. По словам художественного руководителя театра, авторы письма не отразили и десятую часть имеющихся проблем. Этими болевыми точками он занимается давно, ставит неудобные вопросы министерствам финансов и культуры. Сегодня Валерий Гергиев надеется на адекватный бюджет театра на следующий год, когда откроется вторая сцена Мариинского театра. Для работы придется нанять свыше тысячи новых специалистов, нагрузка на уже работающих возрастет.

«Мне тоже не хочется истязать коллектив Мариинского театра, работать едва ли не втрое больше, чем коллектив Большого театра, и при этом видеть, что наше финансирование вдвое уступает», — отмечает художественный руководитель театра. Руководитель Мариинки также отметил, что «волнения артистов, особенно молодых, связаны с тем, что им надо где-то жить». «И даже самые щедрые зарплаты не дают благоприятных перспектив ни в Мариинском, ни в Большом театрах, ни в оркестрах, где молодые музыканты не могут за год-два собрать денег на квартиру. Но говорить об этом надо не через письма, а с губернатором, с президентом. И я этим занимаюсь», — сказал он.

А в минувшие выходные пресс-служба Мариинки разослала официальный ответ администрации театра, где ее представители отвечают по пунктам на все претензии, предъявленные им артистами. 

Приводим выдержки. 

«В тексте письма утверждается, что «в театре нет действующих правил внутреннего трудового распорядка. Существующие правила внутреннего трудового распорядка театра 1977 г. не могут рассматриваться в качестве действующих».

Театр не нарушает Трудового законодательства Российской Федерации. Мы работаем по правилам внутреннего распорядка, утвержденным в 1986 году, этих правил никто не отменял».

«По утверждению о том, что «график отпусков ежегодно не утверждается, о времени начала отпуска работники не уведомляются под подпись в соответствии со ст. 123 ТК РФ; не обеспечивается точный учет сверхурочной работы на каждого работника», «вызывает сомнение проведение аттестации рабочих мест»: приказ о коллективном отпуске в сезоне 2011/2012 гг. (№151) вышел 3 апреля 2012 года, за три с половиной месяца до начала отпуска, был вывешен на общетеатральном стенде объявлений, а приказы об отпуске работников всех структурных подразделений театра вывешиваются в каждом цехе, в т. ч. в балете».

По поводу утверждения, что «артисткам балета отказывают в выплате пособий по беременности и родам в полном объеме»: выплата пособий по беременности и родам в театре производится в соответствии с существующим законодательством (Федеральный закон №343-ФЗ от 08.12.2010 г. в редакции от 25.02.2011 г.) в полном объеме. И что важно подчеркнуть, в связи с особенностями работы в балете артистки этого цеха имеют в театре дополнительные льготы. Так, при постановке на учет в медучреждении на раннем сроке беременности артистки на основании их просьб освобождаются от участия в спектаклях и репетициях. За ними сохраняется должностной оклад (от 11 000 до 20 000 рублей) и доплата от театра в размере 10 000 — 15 000 рублей в месяц на весь период до получения пособия по беременности и родам, то есть где-то в течение 3,5 — 4 месяцев. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% от среднего заработка (сумма гранта входит в средний заработок для выплат пособия в полном объеме) за последние 24 месяца за каждый календарный день больничного листа (минимально 140 календарных дней)». 

«Оплата больничных листов в связи с полученными травмами по закону оплачивается в размере 100% среднего заработка за весь период больничного без ограничения в размере 1202 рубля 74 коп. за каждый календарный день на весь период болезни и без ограничения по срокам. Оплата соблюдается театром безоговорочно».

По поводу того, что «количество балетных спектаклей неуклонно снижается» и что «многоактных спектаклей проходит не много, в основном следуют постановки «малой формы»: голословность этого заявления опровергают простой взгляд на репертуар театра и статистика. Только за период с начала сезона-2012/2013 (с 18 сентября 2012 года) было показано 35 балетных спектаклей, 24 из них в Мариинском театре (в том числе 22 спектакля «большой формы») и 11 — на сцене Концертного зала».

Администрация театра, как и прежде, готова обсуждать с коллективом балета любые проблемы и совместно искать пути их решения.

Вероятно, в ближайшее время скажет свое слово министр культуры.

↑ Наверх