Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Тысячи петербуржцев пришли окунуться в ледяную воду на Крещение

Корреспондент «ВП» побывал у нескольких иорданей и сам исполнил обряд

 

Сколько 19 января было купелей по городу, достоверно неизвестно. 17 в разных районах были оборудованы для купания. Они находились под надзором спасателей и медиков.

Дыхание спирает, но — хорошо!


Обустройство иорданей в этом году на самом деле оказалось не в пример прошлогоднего. Власти прислушались к замечаниям, высказанным «Вечерним Петербургом», который в своих статьях с 2010 года требовал более бережного отношения к верующим, решившимся окунуться в прорубь. Тогда корреспондент «ВП» на себе проверил, каково это одеться на морозе, только выйдя из ледяной проруби (http://www.vppress.ru/stories/do-iordani-doveli-petr-i-pavel-6309) - ощущения незабываемые.

В прошлом году появились какие-никакие палатки. Тогда мы наблюдали за крестным ходом из храма Преображения Господня к купели на Аптекарской набережной. При нас на спуске были установлены тенты, сквозь которые дул холоднющий ветер. В женской палатке был установлен тепловой вентилятор, но от ветра он не спасал.

Ввиду этого обстоятельства нынче корреспондент «ВП» до последнего не знал, окунаться ему или нет.


Первой в маршруте стала купель у подворья Оптиной Пустыни на набережной Лейтенанта Шмидта. В ночь с пятницы на субботу там, кстати, творилось что-то невообразимое. После того, как по окончании вечерней к купели подошел батюшка и сунул в воду крест, народ - человек пятьсот - вытянувшийся в очередь, полез в воду. Многие согревались внутрь, так что православный обряд был больше мракобесием, чем таинством.

Утром же после литургии и водосвятного чина все уже было больше похоже на праздник Крещения. Купели заслонены временной перегородкой от посторонних глаз, а также чтобы особо рьяные верущие не пошли гулять по льду. У спуска к ним стояли машины МЧС, «скорая помощь» и два автобуса. В одном переодевались женщины, в другом - мужчины. Мужчин было больше. Хотя и слабый пол смело окунался с головой в ледяную воду. У купелей дежурили спасатели. Они занимались тем, что время от времени отбивали лед от постоянно обледеневающих ступеней и перил, вытаскивали сачками мусор из прорубей, а также помогали, если была такая нужда, верующим выбраться из купели. Мальчишку одного, которого отец благословил на купание, схватив подмышки, как рыбу выдернули из воды и втащили в автобус. Женщинам подавали руку.


Корреспондент «ВП» решился. Благо, с собой было - в смысле тапки, плавки, полотенце, теплый свитер и шерстяные носки. В автобусе и на самом деле тепло. Пол, правда, был холодный, но опыт переодевания на льду научил - теплый свитер бросаю под ноги. Переоделся в плавки. Выскочил на улицу. По ощущению было чуть прохладнее, чем в одежде. Спасатель, дежуривший у перил, предупредил: «Шлепанцы оставь». Угу. Оставил. Залез в прорубь. Окуну... Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь! ...лся. Вылез. Да все отлично! Тепло даже.

Но пальцы очень быстро начали чувствовать холод. Быстро в автобус. Ногами на теплый свитер. Плавки долой! Полотенцем - как наждаком по коже. Штаны, носки, свитера, куртку, шапку. Уф! Сделано…

 

На Университетской набережной собрались, похоже, экстремалы. Хоть и там автобусы стояли, народ почему-то предпочитал переодеваться прямо у купелей на заснеженных ступенях спуска. Там тоже были спасатели-волонтеры, а на льду даже лежал кислородный баллон для ныряльщиков. Выбиравшимся из проруби одеваться помогали всем миром. Кто-то растирал спину, кто-то согревал ноги. Женщины предпочитали раздеваться в автобусе. Одна, выбравшись из проруби, подбежала к дверям. Те были закрыты, водителя в кабине не было. Оказалось, тот замерз в автобусе сидеть и отогревался чаем с бубликами. Который, кстати, у этой купели наливали бесплатно. Спохватившись, мужчина нырнул в автобус и раскрыл двери замерзающей даме.

 У Петропавловской крепости также все предусмотрено. Туда в течение дня приходили тысячи верующих. Автобусы, спасатели и добровольные помощники, чай после обряда. Лица счастливые.

 

Народ пренебрегал теплыми автобусами.

Но журналисты всегда найдут к чему придраться. Корреспондент «ВП» вспоминает середину нулевых у подворья Оптиной Пустыни. Тогда здесь кроме очень теплых палаток для переодевания стояла большая и такая же теплая палатка, где можно было попить не еле теплого чая на морозе, какой у Университета наливали, а обжигающего, из самовара, в тепле да с горячими пирожками. Хорошая традиция была - широкая, как душа русская! Давайте в следующем году вспомним ее. 

P. S. Конечно, один корреспондент на всех купелях побывать не смог. Если вы, уважаемые читатели, хотели бы отметить, как обустроены иордани, где были вы, пишите в комментариях. 

 

↑ Наверх