Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«У меня не было цели расправиться с историческими персонажами»

Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля рассказал о непростой «биографии» своей уникальной тетралогии и о том, какое участие в ее создании принял Владимир Путин

Не только великий режиссер, но и коллега
14 сентября в пресс-центре Балтийской медиа-группы на Каменноостровском, 67, чествовали победителя 68-го Венецианского кинофестиваля Александра Сокурова. Журналисты встретили его аплодисментами.

Для сотрудников БМГ Александр Николаевич — не только выдающийся режиссер, мыслитель, общественный деятель, но и коллега. Он — организатор нескольких проектов на «Радио Балтика» и «100ТВ», автор фильма «Петербург. Хроника разрушений» — о судьбе исторического центра Северной столицы. Именно на «100ТВ» была сделана и впервые вышла лента Сокурова «Читаем «Блокадную книгу», которая тоже была представлена на Венецианском кинофестивале — в 2009 году.

...На плазменном экране из темноты выплывают белые готические буквы, которые складываются в знакомое со школы слово «Faust». А потом оживают герои произведения Гёте, и Мефистофель в блестящем исполнении Антона Адасинского втолковывает поникшему Фаусту что-то про «Vertrag» — скрепленный кровью договор о продаже души. Фильм, завоевавший в Венеции «Золотого льва», в России покажут совсем скоро, но в Ульяновске. До Петербурга он доберется, как пообещал Александр Сокуров, к октябрю. С закадровым переводом с немецкого языка.

Знаменитый режиссер, приехавший не один, а в компании своего «золотого львенка», поблагодарил президента БМГ Олега Руднова и журналистов, сказав, что нигде в Петербурге не встречал по отношению к себе такого искреннего, сердечного тепла, даже на «Ленфильме».

Александр Николаевич был растроган теплым приемом. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Мэтр выглядел очень усталым, но умиротворенным. Так выглядит человек, завершивший многолетнюю, очень трудную работу.

«Шаг за шагом мы шли вперед»
После вручения наград Венецианского фестиваля  Сокуров, держа в руках «Золотого льва», сказал: «Он такой маленький, а каким длинным и трудным был путь к нему!» Он вспомнил этот путь на встрече в БМГ, рассказывая так искренне, будто обращался к близким:

— Эта картина завершает труд довольно продолжительный. Замысел тетралогии  был сформулирован в декабре 1980 года. А дальше был такой длинный трудный путь… Каждая часть, будь то «Молох», «Телец», «Солнце» или «Фауст», требовала серьезной подготовки: сбор материала, собственные разработки, размышления. Приходилось искать документы, встречаться с людьми. Прежде чем подступиться к съемкам «Солнца», я десять лет ездил в Японию, жил в деревнях, на островах в океане, в Токио. 

Очень сложным был путь работы над «Тельцом». Первые шаги на этом пути я сделал, придя к нашему великому писателю Александру Солженицыну. Мы с ним долго, подробно обсуждали судьбу России в 1917 году. Я благодарен Александру Исаевичу за терпение, человеческую теплоту, солидарность. Однако я не стал использовать тот материал, который он мне предлагал. У меня не было цели расправиться с историческими персонажами. Кроме того, я боялся замутить мое собственное представление о будущих работах...

Так, шаг за шагом, по мере возможности и экономического обеспечения мы шли вперед...

Александр Николаевич заметил, что столь длительная, кропотливая работа над проектом, объединенным одной темой, не характерна для кинематографа. Не хватает терпения, не хватает желания, мотивации.

«Казалось, что мой фильм никогда не будет снят»
Работа над заключительной частью тетралогии, по словам Сокурова, стартовала дважды. И — дважды прерывалась. «Мне уже стало казаться, что «Фауст» никогда не будет снят, было страшно тоскливо», — вспомнил режиссер свои сомнения и терзания. Проблема была в финансировании проекта: «Я понимал, что в фильме нужна полная реставрация времени — первой трети XIX века. И я понимал, что это будет самая дорогая из всех моих картин. Все предыдущие не выходили за пределы 1 млн. 700 тысяч. Даже «Солнце», хотя мы возили самолетами актеров из Японии. Для съемок нужно было найти 8 миллионов евро. Сумма, прямо скажем, невеликая по меркам современного кинематографа, когда на производство блокбастеров наши режиссеры тратят от 50 миллионов, а голливудские боевики обходятся вообще в астрономические суммы. Но для авторского, художественного фильма, отдача от которого не может быть быстрой, это немало».

«Это должен быть национальный фильм»
Сокуров поделился проблемами с президентом БМГ. И вскоре последовала встреча с премьер-министром Владимиром Путиным. «Я пришел к председателю правительства с папкой документов: фотографии выбора натуры, эскизы костюмов,  декораций, — вспоминает режиссер. — Разговор не был быстрым. Я был удивлен, что мой собеседник столь подробно вникает во все вопросы. Его интересовало все: эпоха, характеры, среда, проблема немецкого языка — как быть потом, как адаптировать... Большая часть разговора вообще не касалась денег. Только в конце беседы был задан короткий вопрос об этом. Я назвал сумму — 8 миллионов евро. Ответ последовал незамедлительно. Было дано поручение собрать средства и обеспечить картину всем необходимым. Председатель правительства сказал, что это должен быть национальный фильм, который мог бы стать нашим гуманитарным подношением Европе, дал бы понять, что наш кинематограф способен ставить высокие задачи и выполнять их. Было принято решение, что мы делаем фильм только на русские деньги, и очень быстро работа началась».

Через 7 минут после того, как Александру Сокурову на острове Лидо вручили за «Фауста» «Золотого льва», ему позвонил Владимир Путин. «Даже по голосу премьер-министра я почувствовал, что моя победа — это особенное событие. Не только для меня лично, но прежде всего для страны, — рассказал Александр Николаевич. — Россию теперь все чаще узнают по искусству. Отношение к России стало немножко чище, к нему не примешивается сейчас ядерная или идеологическая угроза».

 

Приходите в гости к «золотому льву»!

Фото: Натальи ЧАЙКИ

До следующей среды включительно (21.09) любой желающий может прийти в Балтийский медиа-центр на Каменноостровском, 67, и полюбоваться на главную премию Венецианского фестиваля — «Золотого льва» Александра Сокурова. И не просто полюбоваться, а еще и получить на память фотографию со «львом».
Ждем вас с 10.00 до 18.00.

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх