Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

У нас не этикетки читают, а водку пьют

Производители не видят смысла в нововведении

За последние пару лет надписи на этикетках о вреде «зеленого змия» производители винно-водочной продукции меняли несколько раз — причем всегда вручную. Правда, текст наклейки особо никто не регламентировал — в основном на бутылках писали, что нельзя употреблять детям и беременным женщинам. Новым приказом Минздрав устанавливает единую форму надписи. Текст контрэтикетки должен начинаться словами «алкоголь противопоказан» — а дальше перечень, в который входят лица, управляющие транспортными средствами, дети и подростки до 18 лет, беременные женщины, кормящие матери, лица с заболеваниями центральной нервной системы, с болезнями органов кровообращения, почек, печени и других органов пищеварения.

Можно, конечно, порадоваться инициативе Михаила Зурабова: встал утром с похмелья мужичок и, перед тем как сесть за руль, решил опохмелиться — зашел в соседний магазин, взял в руки бутылку, смотрит — а там на этикетке написано: «алкоголь противопоказан лицам, управляющим транспортным средством». Поставил мужик бутылку на место и поехал себе неопохмеленный.

Если бы в своей заботе о потребителях Минздрав добился именно такого результата — было бы просто замечательно.

Но сомневающихся в положительном результате такой инициативы много, и в первую очередь это сами производители алкогольной продукции. Им теперь хуже, чем тому неопохмелившемуся мужичку: с раннего утра сотрудники компаний должны вскрывать сотни коробок и в панике переклеивать этикетки на десятках тысяч бутылок. Но, даже задействовав весь штат сотрудников, за две недели, отведенные Минздравом, крупные компании не смогут переклеить всю продукцию. По оценкам участников алкогольного рынка, на это потребуется гораздо больше времени.

Генеральный директор холдинга «Ладога» Вениамин Грабар считает, что неразбериха и непонимание механизма работы алкогольной отрасли в среде многочисленных федеральных министерств и ведомств, призванных следить за работой производителей и оборотом алкогольной продукции, уже не первый раз приводят к серьезным последствиям и для отрасли, и для экономики страны. Сильного дефицита алкогольной продукции в городе не предвидится, но финансовые затраты, которые понесут производители и поставщики алкоголя в связи с перемаркировкой, приведут к росту цен на продукцию. Получается, что в конечном итоге снова пострадает потребитель.

«На складах розничной сети страны сегодня находится двухмесячный запас алкогольной продукции, и примерно столько же — на складах самих производителей. Таким образом, речь идет о более чем миллиарде единиц готовой продукции, уже поступившей через систему ЕГАИС на прилавки магазинов. Для перемаркировки всей продукции потребуются не только колоссальные финансовые вливания, но и круглосуточная ручная работа тысяч людей на протяжении как минимум двух месяцев. При этом очевидно: понимания, что результатом данной акции станет вынужденный рост цен на продукцию и укрепление позиций теневиков, у законодателей нет», — заявляет господин Грабар.

Как пояснили в пресс-службе холдинга, согласно приблизительным подсчетам, затраты отечественных производителей на переклейку контрэтикеток могут превысить 1 млрд. рублей.

По оценкам ведущего специалиста Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса (АЛБИ) Дмитрия Хохлова, ситуация с контрэтикетками осложнена еще и тем, что приказ Михаила Зурабова официально нигде не был опубликован: «Сегодня у всех на руках есть некий приказ, который появился только в интернете и фактически не имеет юридической силы. Все имеют представление о том, какую надпись хочет видеть на этикетках Михаил Зурабов, но пока текст приказа официально не будет опубликован, производители не спешат эти этикетки выпускать.

Кроме того, надпись о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукций необходимо разместить еще на всей слабоалкогольной продукции (кроме пива), и мне пока сложно представить, как на небольшую железную банку джин-тоника нанести такую, я бы сказал, километровую надпись? Все эти вопросы сейчас обсуждаются нами с Роспотребнадзором и Министерством здравоохранения и социального развития».

Проигнорировать официально не опубликованный приказ Михаила Зурабова было бы, может, и логично, но нельзя — за его невыполнение производителей ожидают штрафы — от 30 до 400 минимальных размеров оплаты труда или конфискация продукции. Представители Роспотребнадзора уже завтра могут начать проводить рейды и налагать штрафные санкции.

А вот в компании «Ливиз» к нововведениям относятся с юмором. «Следующим, вероятно, будет требование нанести на бутылку все элементы таблицы Менделеева, входящие в состав содержимого, или в качестве противопоказаний переписать из Большой медицинской энциклопедии все существующие болезни», — прокомментировали нам. 

Что ж, по крайней мере это будет оригинально: бутылка водки, похожая на елочную игрушку.

Инесса КУЗНЕЦОВА
↑ Наверх