Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

У нас общие корни — византийские

До 29 января будущего года в Синей спальне Зимнего дворца в рамках Года Италии в России и России в Италии открыта выставка «Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII — XIX веков»

До 29 января будущего года в Синей спальне Зимнего дворца в рамках Года Италии в России и России в Италии открыта выставка «Под сенью креста. Западноевропейские кресты и распятия VIII — XIX веков» из собрания крупного миланского коллекционера Джованни Кова Минотти.

«Синяя спальня — место, где мы традиционно выставляем драгоценности, — сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. — На протяжении веков крест прошел путь от простого символа до повода для творчества. Здесь мы можем увидеть и то и другое, а заодно и сравнить — наш музей универсальный — с вещами из эрмитажной экспозиции: кресты у нас есть и в коллекции западноевропейского искусства, и византийского, и русского».

На церемонии открытия присутствовал посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди. «Крест — самый высокий, самый главный символ, который создало человечество за всю свою историю. Почему мы выбрали эту тему для Года Италии в России и России в Италии? Потому что и в России, и в Италии тема креста имела большее значение, чем где бы то ни было. В Италии нет пейзажа, где бы мы не увидели крест, в России, несмотря на семьдесят лет гонений, — тоже. У нас общие корни — византийские», — отметил господин посол.

С византийского креста VIII века и начинается экспозиция — это простой серебряный крест, украшенный медными полусферами, без фигурных изображений. В более поздних памятниках центральное место занимает фигура распятого Христа, но это не всегда так: всю поверхность креста, созданного мастерами из Лиможа в XIII веке, покрывают эмалевые миниатюры с изображениями сцен из Евангелия. Часто вверху мы видим фигуру пеликана, терзающего свою плоть, — символ жертвы Христа (в старину почему-то считалось, что самка пеликана кормит птенцов своей плотью и кровью).

Крест процессионный. Серебро, дерево; чеканка, позолота. Франция, Лимож, XIII в. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

Поначалу, в романский период, фигурные изображения довольно примитивны: для мастеров тех времен важна сама идея, а не правдоподобие. В готический период фигуры делаются более правильными анатомически, меняется и «идейный смысл»: если романские мастера изображали Христа торжествующим (иногда вместо тернового венца — корона), то основной темой готических распятий становятся страдания Спасителя. Для стиля барокко характерна не только вычурность, но и общий мрачный тон, поэтому в барочных распятиях и форма и декор креста становятся все более затейливыми и изображение распятого Спасителя — все более натуралистичным. Нередко на серебряном кресте закреплена фигура Христа из мрамора или слоновой кости — материалов, позволяющих передать рельеф каждой мышцы, вид которых максимально приближен к виду человеческого тела: так культовый предмет становится скульптурной миниатюрой.

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх