Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Учебный театр стал коммунальной квартирой

Во время марафона на «100ТВ» горожане, чиновники, эксперты и знаменитости обсуждали, как избавиться от наследия советского прошлого

Во время марафона на «100ТВ» горожане, чиновники, эксперты и знаменитости обсуждали, как избавиться от наследия советского прошлого

По коммуналкам ударили телемарафоном. Как избавить Петербург от наследия советского прошлого, обсуждали в эфире канала «100ТВ»

— Как живете?

— Радуемся. А что делать? — отвечают неунывающие одесситы.

В минувший вторник в телеперекличку вступили две главные коммунальные столицы бывшего СССР — по-южному жизнерадостная Одесса и по-северному сдерживающий свои чувства Петербург. Меж тем чувства эти негативно кипят в душе минимум 660 тысяч петербуржцев. Столько жильцов коммуналок на счету жилищного комитета Смольного.

Учебный театр на связи!



— Всех сосчитать невозможно, — признается председатель этого комитета Юрий Осипов, говоря о тяжелом наследии прошлого — 105 тысячах коммунальных квартир.
Обязано ли государство самостоятельно разделываться с прошлым, предоставляя отдельное жилье всем обитателям коммуналок? Или они тоже должны что-то делать во свое спасение? Эти вопросы поставили перед телеаудиторией документалист Алексей Васильев и актриса Анастасия Мельникова.
Только что на телеканале «100ТВ» прошел показ документального сериала Алексея Васильева «Коммунальная столица». Его автор сам вырос в коммуналке, где были «жесткие алкоголики, которые умирали прямо в коридоре». Но, конечно, не детские обиды, а профессиональный долг подтолкнул журналиста к созданию публицистического фильма, ставшего событием для Петербурга.
Следующим этапом в постановке вопроса «доколе?» стал телемарафон «Петербург. Четвертое столетие. Коммунальная столица». На «100ТВ» эту форму считают самой эффективной для привлечения общественного внимания. «Сотка» провела уже три публицистических марафона. Первый был посвящен сохранению исторического наследия Петербурга, затем последовали телемарафоны по проблемам выживаемости малого бизнеса и сохранению здоровья нации.
Для этого телемарафона выбрали сцену Учебного театра на Моховой. Участниками и зрителями стали как нынешние и бывшие обитатели коммуналок, так и представители власти. Губернатор города Валентина Матвиенко, к сожалению, присутствовать лично не смогла из-за командировки. Ее отклик на важность поднятой темы прозвучал в записи.

 

Слово губернатора

Губернатор рассказала, что в городе в 2007 году разработана концепция жилищной политики, в рамках которой действует 5 программ. Программа расселения коммунальных квартир рассчитана до 2016 года. За время существования городской программы расселено 11 тысяч коммуналок. При этом Валентина Матвиенко подчеркнула, что все коммунальные квартиры за бюджетные средства расселить невозможно.

— Нужны сотни миллиардов рублей. Федеральный центр не помогает, не выделяет деньги, — заявила она.

По словам губернатора, город предоставляет бесплатные квартиры тем, кто не может решить жилищные проблемы самостоятельно: многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, блокадникам, детям-сиротам, больным социально опасными болезнями. Правительство города в этом году намерено обеспечить отдельными квартирами все многодетные семьи — с тремя и более несовершеннолетними детьми, которые встали на очередь до 1 января 2011 года, заверила Валентина Ивановна.

Слово министра



Министр регионального развития России Виктор Басаргин тоже стал участником марафона в удаленном доступе — но интерактивным. Он давал свои комментарии из Москвы. Именно его ведомство отвечает за проблемы ЖКХ.
Министр напомнил, что в России действует программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, создан Федеральный фонд развития ЖКХ. В рамках фонда из федерального бюджета выделено 240 млрд. рублей, из которых 70% пойдет на капитальный ремонт, 30% — на расселение ветхого и аварийного жилья. Существуют также отдельные программы расселения для Дальнего Востока, Юга России, Севера, зоны БАМ. Эти регионы считаются самыми тяжелыми по ситуации с жильем — отнюдь не благополучный Северо-Запад. А в целом проблемы ветхого и аварийного жилья для любого субъекта РФ составляют от 3 до 10%, сказал министр. То есть не одни мы такие, да еще и не самые несчастные.

 

Кухонный бред

Эмоций по поводу коммуналок не перечесть. Артист Сергей Селин, проживший в питерской коммуналке 7 лет, рассказал, что самое его страшное воспоминание — это кухонный нож соседа, летящий в лицо.

— Всех руководителей, больших и маленьких, нужно поселить в коммуналки. Уверяю вас, через три дня ни одной коммуналки не будет в Северной cтолице, — назвал свой рецепт решения проблемы певец Эдуард Хиль, также человек со стажем коммунальной жизни.

На самом деле, подтвердила доктор психологических наук Светлана Соловьева, жизнь в коммунальной квартире это ад, она травмирует психику людей. У медиков даже есть термин «кухонный бред» — для людей, доведенных до безумия теснотой. Каждому человеку необходимо личное жизненное пространство. Когда вокруг постоянно находятся посторонние люди, растет чувство напряжения и тревоги и любой повод может спровоцировать «разрядку» — вплоть до убийства с особой жестокостью.

— Человек теряет собственное лицо, перестает понимать, кто он, где он находится. Ему начинает казаться, что все вокруг настроены недоброжелательно, — расшифровала суть «кухонных личностей» психолог.

Если б деньги тратить не на чиновников…

Но что делать, если бюджетных средств на расселение ада — минимум? Искать экономические рычаги. Вице-губернатор Алексей Сергеев полагает, что нужно законодательно дать возможность передавать инвесторам коммунальные квартиры целыми кварталами.

— Чтобы заинтересовать инвестора, нужно укрупнить объект, чтобы речь шла не об отдельной квартире, не об отдельном доме, а о целом квартале, чтобы выгоды одних квартир перевешивали недостатки других, — полагает Сергеев.

Председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков имеет другой рецепт:

— Если бы половину денег, которые строители вынуждены тратить на всех этапах для различных согласований, отдавать не конкретным чиновникам, а городу в виде квартир, за год этого хватило бы, чтобы расселить все коммуналки.

По мнению Третьякова, средства у государства на самом деле есть. Он говорит, что в городе огромные суммы денег расходуются неэффективно, например, строительство дорог в пересчете на 1 километр стоит в 10 раз дороже, чем в Финляндии.

Прекратить заселение коммуналок!

— Для обеспечения жильем всех очередников нужен почти годовой бюджет Петербурга, — озвучил масштаб затрат глава жилищного комитета Юрий Осипов.

Но пока власть ломает голову, что делать с жильцами коммуналок, они плодятся в неизвестной прогрессии. Сейчас Госдума озабочена тем, чтобы остановить этот процесс. Как сообщила по телемосту с Москвой Галина Хованская, депутат Госдумы и член комитета по строительству и земельным отношениям, сейчас в Думу внесен ряд законопроектов, которые позволят прекратить заселение коммунальных квартир. Одна из инициатив предусматривает ограничение вселения в коммуналки по метражу, причем независимо от того, приватизирована комната или нет. «К примеру, 15-метровую комнату хозяин не сможет сдать семье из 5 — 10 человек», — сообщила депутат.
Также она проинформировала, что предлагается ограничить вселение в коммунальные квартиры состоянием здоровья съемщиков — комнаты нельзя будет сдавать тяжелобольным людям, например страдающим открытой формой туберкулеза.
Прозвучала на телемарафоне и тема доходных домов. Первые квартиры в доходных домах предоставят в аренду очередникам в конце 2011 — начале 2012 года, пообещал Юрий Осипов. Сейчас готовится постановление городского правительства, которое позволит сдавать в аренду определенным категориям очередников 1-, 2- и 3-комнатные квартиры.

«Вечерний Петербург» обратился к участникам марафона за практическим советом: что делать?

БИТЬ В КОЛОКОЛ

 


Писатель Семен Альтов, сатирик: — Этот телемарафон — повод напомнить благополучным людям, живущим другими проблемами, о том, что рядом с нами 800 тысяч человек живут в каменном веке, в нецивилизованных условиях. Это производит страшное впечатление.
Я сам, например, не был в курсе, что при расселении коммунальных квартир жильцов отправляли в хрущевки. Селили в них по две-три семьи. Это такой драматургический, космический ход! Одно дело, когда у нас на Бородинской улице в коммуналке жили 29 человек, и это было как общежитие. Другое — если ты каждый день один на один с ненавистным тебе человеком.
Что нужно сделать, не понимаю. Догадываюсь, что не один рубль на это нужно.

 

Не создавать выселки

 


Старожил Марк САМОЙЛОВ, композитор, автор мюзиклов и оперетт: — Я родился и жил в коммунальной квартире на Рубинштейна, у Пяти углов. Это было самое счастливое время моей жизни — я был молодой. После войны люди жили в коммуналках как братья. Все двери были открыты, мы ходили друг к другу в гости. Я видел прекрасные коммунальные квартиры. Но попадал и в такие, куда страшно зайти: грязь, вонь, рожи битые. Все зависит от людей.
Как люди из коммуналок могут покупать квартиры, не представляю. Мне 74 года, у меня лично все в порядке, я композитор в своем жанре очень успешный, меня полстраны знает. Однокомнатную квартиру, пожалуй, мог бы купить, но трехкомнатную — никоим образом. Средняя зарплата по России 20 тысяч рублей, нельзя на эти деньги купить квартиру.
Другая вещь — вот расселят квартиры, и люди, прожившие всю жизнь на Колокольной с видом на Владимирский собор, — куда их отправят? И кто въедет в их квартиры? Богатые. А бедные переселятся за Красное Село. Будут гетто для бедных. Неужели власть этого не чувствует?

 

Отдать дворы девелоперам

 

 


Эксперт Дмитрий СИНОЧКИН, шеф-редактор издания «Недвижимость и строительство Петербурга», главный редактор журнала «Пригород»: — Программа расселения коммунальных квартир идет несколько лет, но она не выдерживается даже на 10 процентов. Собственно, у нас вообще нет точных данных, сколько коммуналок в городе. В 2007 году была цифра: 320 тысяч коммунальных квартир. В 2010-м фигурировали 105 тысяч. Это что, за 4 года были расселены 200 тысяч квартир? При том что в год всех сделок с недвижимостью на вторичном рынке регистрируется не более 60 тысяч, в том числе с коммунальными квартирами. Семь-восемь тысяч реально расселяется! Из них всего 2 тысячи с участием города. Такими темпами мы будем расселять коммуналки 10 —15 — 20 лет.
Что-то сдвинулось бы, если б в программу расселения включили положение, дозволяющее девелоперам пользоваться дворами. Если бы разрешили трогать третьи, четвертые и далее дворы за фасадами исторического центра. У нас фасадная корочка сделана, там более или менее приличные квартиры, но внутри все остается по-прежнему — ужас. А по градостроительным правилам планировку нельзя менять. Надо сохранять эту систему клеточек-коридорчиков доходных домов. Ну а кроме доходного дома, на ней ничего и не сделаешь. Нужно мягкое изменение градостроительной политики.
Затем, городу следовало бы договориться с Ленобластью об использовании строящихся в области площадей, об их включении в программу расселения.
Пока же у нас социальные жилищные проекты носят эмоциональный характер — это акции перед выборами. В этот год дадим жилье учителям, в другой год — молодежи, теперь вот займемся коммунальными квартирами.

Переводить жилой фонд в нежилой



Сексолог Игорь КНЯЗЬКИН, главный врач Центра простатологии, доктор медицинских наук: — Сам я в коммунальной квартире никогда не жил, но лично расселил пять коммуналок. Гигантские квартиры на Фурштатской — по 350, 270 и 175 метров. Это было возможно, когда метр стоил 300 долларов и можно было переводить квартиры в нежилой фонд, что и было сделано для нашей клиники. Предприниматели и сейчас продолжали бы расселять коммуналки в центре, если б им не перекрыли кислород. А государство только ставит палки в колеса!
Представьте, я последнюю коммуналку семь лет расселял. Каждому дал то, что просили. Была среди жильцов одна женщина 58 лет с 17 детьми — почти всех у нее отобрало государство, а двоих оставило, мальчика 12 лет и девочку 5 лет. Они жили у нее в конуре из грязных тряпок вместе с собаками, и никто ими не интересовался. Но как только я начал квартиру расселять, набежали разные службы — мол, не будет ли ухудшения жилищных условий детей? Я сделал ей профессорскую четырехкомнатную квартиру на Большеохтинском, с паркетом. Пожар там у нее уже был...
А прошедший телемарафон — это эпитафия на могиле мечты жителей коммуналок. Никто их никогда не расселит!


Губернатор Валентина Матвиенко попросила передать ей предложения по итогам телемарафона.
— Мы будем решать проблему до тех пор, пока в Петербурге не останется ни одной коммунальной квартиры, — взяла экстремальную высоту обещаний губернатор.

 

Подготовила Алла РЕПИНА, фото Натальи Чайки
↑ Наверх