Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

«Ученики боготворили его, как Наполеона армия»

23 февраля 1878 года (по другим данным — 1879-го) родился Казимир Северинович Малевич

 

«Вокруг него всегда шумели и суетились, — вспоминал искусствовед Николай Пунин, — он имел многих последователей и учеников-фанатиков. Это были его штурмовые колонны, он посылал их вперед, когда находил это нужным. Малевич умел внушить неограниченную веру в себя, ученики его боготворили, как Наполеона армия, на обшлагах они носили знак своего вождя — черный супрематический квадрат».

Казимир Малевич. Девушки в поле


«Черный квадрат». Полотно, перед которым люди уже много лет застывают в недоумении, задавая часто один и тот же вопрос: «Разве нужно быть художником, чтобы это нарисовать?»

«Черный квадрат» стал вехой в искусстве двадцатого века, символом вселенной, вмещающей в себя все. Художник почувствовал себя демиургом и открыл для искусства космос. Оставалось только населить его — звездами, но времена пришли другие, для звезд неподходящие...

Вот тогда-то Малевич и задал новую загадку, оставив ее потомкам. После долгого перерыва вернулся к фигуративной живописи. И в это время (в 1930 году) один из его учеников, Эль Лисицкий, пишет жене в письме: «Малевич стареет и находится в тяжелом положении и все пишет и пишет картины, которые намерен подписать 1910 годом. Жалкое занятие. Он к этому относится очень серьезно и верит, что ему удастся всех одурачить». Лисицкий был не прав: Малевич, и правда, всех одурачил. Эти его работы тридцатых годов, подписанные самим художником годами десятыми, даже многие искусствоведы воспринимали потом как работы «раннего Малевича». Сделаны они были после того, как Малевич в срочном порядке покинул Германию, где проходила его выставка, и оставил там все свои работы. А позже решил их — восстановить. Зачем? Чтобы и правда — одурачить?

Нет, скорее всего художник просто реализовывал свою живописную энергию, как бы пытаясь и себе и другим доказать, что он МОЖЕТ ВСЕ. К тому же изменилась ситуация, играть с «планетарной утопией» было уже невозможно, да и опасно. А он привык быть лидером, быть первым, у него были ученики.

В сущности Малевич переписал свою жизнь «набело», заполнив недостающие лакуны. И создал эталон — для учеников.

А теперь вопрос конкурса:

Где впервые публика увидела «Черный квадрат»?

— На выставке

— В декорациях к опере «Победа над солнцем»

— На плакате

Правильный ответ на предыдущий вопрос конкурса: поэтом, который в шутку называл себя «бабушкой К. Р.», был Афанасий Фет.

Благодарим всех за внимание к нашему конкурсу и просим присылать ответы на электронный адрес arsenevaz@mail.ru

Победитель конкурса получит один из каталогов Русского музея.

 

Подготовила Мария Крылова
↑ Наверх