Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Прибавили копеечку

Учителям предложили надбавку к зарплате, но некоторые педагоги не оценили: закатили глаза — «Осссподи!». Нам что ни дай — всем будем недовольны

Регионам предложено несколько вариантов соотношения базовой и стимулирующей части зарплаты. Например, в Ивановской области в городских школах на базовую часть должно приходиться 70%, а на стимулирующую — 30, а в сельских пропорция 60 к 40.
В Петербурге есть намерение довести фонд надбавок до трети от фонда оплаты труда. В Минобрнауки полагают, что чем меньше размер базового оклада, тем выше конкуренция за надбавки, но согласно  нынешнему законодательству новшество в любом случае не должно уменьшить зарплату учителей.

Очень средняя зарплата
С сентября этого года учителю вашего чада накинули денежку «за качество работы». Даже если вы пребываете в сомнении относительно этого качества.

Таким образом Петербург, как и другие регионы, исполняет поручение премьера В. В. Путина подтянуть среднюю учительскую зарплату до средней по экономике региона.

В регионах эта «средняя по экономике» разная; в Петербурге, например, — 27 тысяч 387 рублей. Педагоги после слов премьера бросились ликовать и, как водится, упустили главное слово — «средняя». То есть не каждая зарплата педагога сравняется с этими без малого 27,5 тысячи рэ, а только средняя. Можно набросать портрет учителя, получающего такую з/п: высшая категория (а после ужесточения требований к получению высшей категории достанется она, вероятно, не многим); не меньше 10 лет работы в школе; работа примерно на полторы ставки… Где-то так.

Надо сказать, в Петербурге средняя учительская зарплата и так не сильно отставала от средней по экономике — процентов на пятнадцать. И «средняя учительская» уже догнала «среднюю по экономике», так что поручение премьера мы выполнили, и остается только следить, чтобы опять не случилось разрыва: если средняя по экономике будет расти, то и средняя учительская потянется за ней.

Во многих других регионах отставание учительской зарплаты было таково, что преодолеть пропасть сразу не удалось бы. Путин предложил начать хотя бы с прибавки в 30%, чтобы потом довести до кондиции.

Все ходы записаны
Регионам было дано право самим соображать, как повышать среднюю учительскую зарплату. Петербург, к примеру, решил подтянуть качество преподавания, привязав размер доплаты к очень четким пунктам, которые вроде бы должны показывать качество работы учителя.

— Раньше директор школы сам определял, кому из учителей доплатить за хорошую работу, — говорит Самуил Шурухт, психолог, много лет работавший в системе образования, а сейчас планомерно критикующий новшества в этой сфере. — Надо сказать, у директоров старой закалки было железное правило: поддерживать сильного педагога. Они могли быть с ним в жутких отношениях, но прекрасно понимали: сильный педагог прикрывает задницу администратору. Но эта система считалась субъективной, была рекомендация создавать какие-то советы по распределению средств, но и это выливалось в склоки. Нынешняя мысль — свести все к формальным показателям, чтобы не возникало чувства несправедливости. И с этим вроде бы можно согласиться, но вопрос: педагогика — это наука или искусство? Если искусство — как формализовать? Это «сколько времени вы отведете Исааку Ньютону на открытие закона всемирного тяготения?»?

Как подчеркивают скептики, предложенная система подсчета баллов «за качество» ведет к росту канцелярщины — все свои баллы учитель должен подтвердить: побывал на конференции — возьми программку; был на открытом уроке — бумажку предоставь.

Да бог с ним: ну, возьмешь бумажку, не надорвешься. Но как быть, например, с этим требованием: в критерии «Результативность коммуникативной деятельности учителя» (тут учитывается, в частности, как педагог общается с родителями) нужны «документально подтвержденные данные о наличии (отсутствии) обоснованных жалоб со стороны родителей и/или обучающихся на деятельность учителя»? Как вы это себе представляете? Убеленная сединами Амалия Генриховна, потрясая бумажками, несется за Васей Кипятковым: «Васенька-а-а! Подпиши, что претензий не име-е-ешь!» И таких Кипятковых — несколько десятков, и некоторые могут шантажировать: «У меня к вам, Амалия Генриховна, до фига претензий».

Другой удивительный пример. Критерий «Уровень достижений обучающихся во внеучебной деятельности» учитывает результаты в олимпиадах и т. п. Но — внимание — учитывается «наличие победителей, призеров, лауреатов и дипломантов».

— Не имеет никакого значения, одного призера я подготовила или дюжину. Показатель одинаков, — сказала преподаватель географии одной из петербургских школ.

Переоценка ценностей
В петербургском подходе к распределению надбавочного фонда по школам есть черта, которая многим не понравилась. Школы получают деньги на поощрение в зависимости от количества ставок, а не от того, продвинутая это школа или «недодвинутая». То есть уравняли, условно, педагога, который работает с мотивированными лицеистами, и учителя, который героически пашет в микрорайонной школе, где цветы жизни — еще те цветочки.

И получилось, что педагог успешной гимназии получит меньшую надбавку за качество, чем «пахарь» в неуспешной школе. Потому что в преуспевающей школе надбавочный фонд придется делить на многих (в гимназии продвинутых учителей по определению немало), а в школе «обычной» учителей-лидеров может оказаться раз-два и обчелся, им и достанется основной фонд.

Но суть в том, что властями эта надбавка  мыслится чем-то вроде восстановления справедливости. Выдающиеся учителя, дескать, и так поощряются, в том числе городскими  премиями. А эта конкретная надбавка не даст унывать учителям обычных школ — некоторые действительно видят свое призвание в том, чтобы работать с «трудными» детьми, а не с холеными умниками.

Однако и этот прогрессивный шаг небезупречен: и внутри одной школы  один учитель работает с продвинутыми детьми, другой — с «так себе». Тот, что  с продвинутыми, — всяко наберет больше очков, и где справедливость?

Вот еще критерии «качества работы учителя»: уровень освоения учебных программ  на «четыре» и «пять» (измеряется соотношением успешных учеников в общей численности обучающихся по конкретному предмету) и уровень неосвоения (соответственно, соотношением количества двоечников и численности обучающихся по конкретному предмету). 

— Как может педагог набрать побольше очков в «неудачном» классе? Искусственно повысить успеваемость, — объясняет Самуил Шурухт. — Если за 4 и 5 получают отдельные деньги — будьте уверены, таких оценок будет больше.

И это не говоря о том, что нередко учителя ставят оценку не за способности, а за  старание. Говорят: «Если у меня какой-нибудь Хайдар Зах Карим, не знавший русского языка, вдруг написал два слова без десяти ошибок, я, естественно, поощрю его тройкой».

Считайте сами
В некоторых школах учителя отказались подсчитывать свои баллы — за них это сделала администрация. Вообще этим урокам арифметики не позавидуешь: получить с учителя пачку с подсчитанными баллами и «доказательствами», суммировать по всей школе, разделить по ставкам, определить стоимость балла, начислить… Возможно, спорить (созданы конфликтные комиссии для недовольных надбавками). А впрочем, не так и сложно. Некоторые специалисты говорят, что методика расчетов могла бы быть толковее, но и гораздо сложнее — со сложным процентом. Школьный менеджмент, видимо, решили до такой степени не грузить.

— В целом получился позавчерашний день, — заявляет Самуил Шурухт. — Все сведено к баллам, к цифрам — чисто механистический подход.

На реплику «так предложите что-нибудь свое» критики нынешней системы надбавок отвечают: «Ага, пусть нам заплатят, сколько тем разработчикам, — предложим». Навскидку дают такие предложения: премии платить за конкретное дело — и только; ввести надбавку «за работу в начальной школе», потому что там действительно высокого уровня специалисты и у многих методический арсенал гораздо сильнее, чем у предметников. И подытоживают: да что каждую копейку считать? Учителям в любом случае недоплачивают. В принципе.

 

Вот вам формула, по которой рассчитывается оклад учителя:
O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз.
О — оклад педработника, осуществляющего учебный процесс;
Стп — расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У — количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз — количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К — повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Днз — доплата за неаудиторную занятость.
Ну и плюс надбавка за качество (стоимость 1 балла в каждой школе разная) и надбавка за инновационность (например, ведение электронного дневника).

Александра ШЕРОМОВА
↑ Наверх