Газета выходит с октября 1917 года Saturday 15 августа 2020

Учителям не дают заработать «лишние» 1700 рублей

Преподаватели в ужасе от новых правил аттестации

 

Преподаватели в ужасе от новых правил аттестации

Наша читательница Лариса, учитель музыки в одном из петербургских колледжей, позвонила в редакцию накануне выходных после педсовета. На это собрание преподавателей колледжа собрали, чтобы рассказать о новых правилах аттестации, введенных Министерством образования. «Мы все вышли пунцовые», — сообщила наша читательница. По ее словам, новые правила усложняют и без того непростую работу учителей, лишают их возможности получать оклад на 1700 рублей больше. Подробности выясняла корреспондент «Вечернего Петербурга».

Действительно, в Петербурге вступает в силу новая система аттестации учителей. Такую аттестацию должен проходить каждый работник раз в пять лет. Проще говоря, учитель должен представить свою работу вне стен школы. Например, нужно собрать грамоты и дипломы, полученные учениками в результате побед на городском уровне и выше.

— Большинство конкурсов такого уровня — коммерческие, то есть за участие в них нужно платить взнос, — рассказала нам Лариса. — Например, недавно я с ученицей платила 2000 рублей за один такой конкурс, названный именем знаменитого композитора. Раньше хотя бы достаточно было участия, а теперь нужна еще и победа. 

 

 

Дело в том, что новая система предполагает набор баллов. Так, чтобы получить высшую категорию, нужно набрать 400 баллов и выше. При этом за участие в конкурсе городского уровня баллы не даются вообще. За победу своего подопечного в крупном соревновании, подготовка к которому порой идет в течение целого года, учитель получает лишь несколько баллов. И если преподаватель не набирает нужную сумму в 400 баллов, то остается вообще без категории, то есть фактически работать больше не может. 

Как нам рассказала наша читательница, на педсовете директор посоветовал всем сразу подавать заявки на более низкую категорию, чтобы подстраховаться. Для первой категории достаточно набрать 165 баллов и выше. А лишь несколько баллов работник получает не только за победу своего ученика в крупном конкурсе, но и за любую заслугу. Например, открытый урок оценивается также в несколько баллов. Чтобы набрать хотя бы 30 баллов из 400, необходимо провести десяток открытых уроков с участием независимых экспертов из вузов и прочих зрителей. 

— У меня на данный момент 14-я, высшая для моей деятельности категория, — объяснила нам Лариса. — Существуют категории и выше, но они уже действуют в высших учебных заведениях, и там система аттестации в целом несколько другая. Главное, что разница между моей, высшей, и первой категорией касается напрямую разницы в зарплате. Речь идет примерно о 1700 рублях. Я понимаю, что для многих это мелочи, но когда ты получаешь 15 000 рублей со всеми возможными надбавками — за классное руководство и тому подобное, эти «лишние» 1700 рублей имеют очень большое значение.

Учителям и правда нелегко заработать дополнительные деньги. Чтобы хоть как-то увеличить заработки, они берутся за все — классное руководство, наблюдение за кабинетом, дополнительные учебные часы, консультации.

— У нас, музыкантов, часы стали урезать, а через пару лет, поговаривают, такие уроки сделают платными или вовсе отменят, — говорит Лариса. — Чиновники, видимо, считают, что не нужно молодежь учить основам музыки. Я бы многое могла и об этом сказать, но это уже, как говорится, совсем другая история. 

Что касается аттестации, то директор на собрании предупредил учителей: первые коллеги уже пытались аттестоваться по новой системе. Удалось только 50 процентам. А в Пскове и Новгороде — только 10 процентам. 

В Петербурге такой аттестацией и консультированием преподавателей занимаются представители АППО — Академии постдипломного педагогического образования. В академии корреспонденту «Вечернего Петербурга», представившемуся запутавшимся в системе аттестации преподавателем, посоветовали почитать все подробности на сайте. Действительно, на портале академии можно найти «маршрут» — таблицу на семи листах с указаниями, через какие этапы должен пройти преподаватель, чтобы получить аттестацию. Причем половина этих этапов — исключительно бюрократические необходимости по передаче документов в те или иные инстанции. Весь же «маршрут» в целом достоин того, чтобы стать сюжетом для непростого квеста компьютерной игры.

Впрочем, учителя выражают надежду на то, что с аттестацией произойдет то же, что и с злополучным приказом Фурсенко (о замене одних экзаменов другими): чиновники одумаются. 

«Вечерний Петербург» будет следить за развитием событий.

 

Тамара ШЕРЕМЕТЬЕВА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх