Газета выходит с октября 1917 года Friday 18 октября 2019

Удивительно легкая смерть

До 30 апреля «NameGallery» (Б. Конюшенная ул., 15) приглашает на выставку Ольги Флоренской «Классическая смерть»

«Классическая смерть» — это серия текстильных коллажей, представляющих собою вольные копии с известных произведений классической живописи, посвященных теме насильственной смерти. Смерть может быть казнью — «Расстрел повстанцев на горе Принсипо Пио близ Мадрида» Франсиско Гойи, гибелью на войне — «Смерть комиссара» Кузьмы Петрова-Водкина, самоубийством — «Смерть Чаттертона» Генри Уоллеса, «Смерть Офелии» Эжена Делакруа, «Смерть Клеопатры» Лукаса Кранаха Старшего, «Утопленница» Василия Перова, политическим убийством — «Смерть Марата» Жака-Луи Давида, трагической случайностью — «Смерть Актеона» Тициана, «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.

«Смерть Клеопатры» по картине Лукаса Кранаха Старшего.

Как нетрудно понять из этого перечня, Ольга Флоренская перерабатывает композиции и сюжеты абсолютно не похожих друг на друга художников, но язык текстильного коллажа делает их похожими: обобщенные фигуры без лиц, яркие локальные цвета, минимум деталей.

Как рассказывает сама художница, она начала делать текстильные коллажи в середине 1980‑х, и тогда в дело шли старые пододеяльники, чехлы от матрасов, одежда. Но после покупки дачи в Нарве ситуация изменилась: при фабрике «Кренгольмская мануфактура», принадлежавшей когда-то барону Штиглицу, был магазин, где очень дешево продавали прекрасные хлопчатобумажные ткани.

Художники прошлого изображали смерть по возможности красиво, порой даже эротично: героев максимально обнажали, позы их больше годились для любовного свидания. Современные же художники или внушают зрителю чувство ужаса — или же смеются. Черный юмор и раньше был в ходу, но не в станковом искусстве, а, к примеру, в карикатуре; сейчас же художник, ничтоже сумняшеся, и в «большой форме» подходит к теме иронически. Ольга Флоренская — не исключение: смерть здесь — всего лишь игра, в ней нет трагизма, поскольку событие превращается в знак.

На вопрос, почему отношение к смерти современных художников, в том числе ее собственное, иное, чем у старых мастеров, Ольга Флоренская ответила: «Очень многое в плане дегероизации смерти сделала фотография: то, что раньше пытались идеализировать, сейчас можно увидеть сразу же, в неприкрашенном виде. Немецкие экспрессионисты задали тон всему ХХ веку. Гойя начал раньше, но он был одиночкой. Красивое и героическое из искусства уходит, оно становится жестким, циничным».

«Смерть Офелии» по картине Эжена Делакруа.

↑ Наверх