Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Ухватить то, что быстро исчезает

Фотовыставка в Балтийском медиа-центре напомнит о великом шелковом пути

Фотографов медом не корми, дай в лес посмотреть. В смысле — поохотиться на натуру. В поисках «смелых решений» и «удачных кадров» они готовы забраться в самые неожиданные места — куда там Макару с телятами. Ну и нам за ними не угнаться. Остается только разглядывать снимки — те трофеи, которые они с гордостью приносят, воротясь из своих путешествий. Вот, например, корреспондент газеты «Невское время» Илья Снопченко в свой отпуск в августе 2011 года отправился за натурой аж по следам самого Марко Поло.

Илья Снопченко со своей работой.

Его первая фотовыставка, открывшаяся на днях в Балтийском медиа-центре на Каменноостровском пр., 67, называется «Заметки с Великого шелкового пути».

Это Восточный Туркестан, он же Синьцзян-Уйгурский автономный район. Сейчас — китайская территория. Но, по словам Ильи, для китайцев уйгурский край тоже — полная экзотика. Их туристы там выглядят такими же чужаками, как и европейцы. Это совершенно особый мир, вообще-то стремящийся к отделению: сепаратистские группировки здесь, случается, устраивают террористические акты.

Вот скотные рынки, где толпятся косматые яки. Соседствуют небоскребы и сельские хижины. Стоят святилища из шкур и деревяшек. А вот под статуей Мао китайцы вальсируют под музыку. Неплохой отпуск.

— Хочется раз в год на две недели выйти за рамки привычного, — говорит Илья. — Вообще это путешествие было моей детской мечтой. Всему виной, конечно, книги, конкретно — малоизвестный жюльверновский роман «Клодиус Бомбарнак». Это путевые заметки репортера, который едет по вымышленной железной дороге из Тифлиса в Пекин. Часть действия как раз происходит в Восточном Туркестане.

Интересно, что я проехал уже по настоящей железной дороге, проложенной как раз там, где предсказал Жюль Верн. Индустриализация, глобализация берут свое с устрашающей быстротой. В 96-м году там еще не было шоссе — а теперь все покрыто их сетью. Но, кажется, это не помешало мне успеть ухватить что-то важное — то, что очень быстро исчезает.

МЕЖДУ ТЕМ

Заглянуть в глаза смотрящего
Совместная фотовыставка двух закадычных друзей, заслуженных работников культуры России, многократно награжденных фотографов, сотрудников многих изданий — Виктора Ахломова и Павла Маркина, открывшаяся в Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы (Невский, 54), называется «Сокамерники». Это путешествие не в пространстве и не во времени — а скорее в той трудноуловимой реальности, которая возникает между людьми, вне физических законов. Виктор Ахломов и Павел Маркин создали галерею фотопортретов других фотографов — вот кого они, скаламбурив, назвали сокамерниками.

— Сами творцы фотографического процесса редко попадают в объектив фотокамер. Мы решили исправить эту веками сложившуюся традицию, — говорит Виктор Васильевич.

Самым экзотическим, что встретилось автору на пути, стал воскресный скотный рынок в Кашгаре. Попав на него, словно переносишься в XIX век, и даже туристы из восточного Китая кажутся на нем чужими и удивленными среди сотен людей и тысяч голов самого разнообразного скота.

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх