Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Украинский ветеран побывал на своей могиле

60 лет его фамилия была в списках погибших

60 лет его фамилия была в списках погибших

Как живут ветераны в ближнем зарубежье.
...Несколько лет назад к празднику Победы харьковскому фронтовику Дмитрию Афанасьевичу Крячко вручили в подарок «Книгу Памяти».
— Раскрыл книгу и… глазам своим не поверил, — рассказывает он. — Среди солдат, погибших на войне, нашел свое имя. Вот так и узнал, что похоронен в селе Тарановка в братской могиле.

Пусть остается как есть

Вскоре Дмитрий Афанасьевич вместе с женой и внуком решили побывать на захоронении.

— На плитах с фамилиями погибших нашел букву «К», — вспоминает фронтовик, — и надпись: «Крячко Дмитрий Афанасьевич» и даты рождения и гибели…

Можно было, конечно, начертить напротив своей фамилии звездочку или вовсе убрать надпись с плиты, но ветеран решил: пусть остается так, как есть. Ведь главное — он жив…
Бой близ деревни Тарановка Крячко помнит до мельчайших подробностей, он был страшным и жестоким. Тогда молодой солдат был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. А сестра Дмитрия Афанасьевича получила письмо от его командира, в котором сообщалось, что 4 марта 1943 года в бою за социалистическую Родину, проявив героизм и мужество, он пропал без вести.
На самом же деле ветеран в звании рядового всю войну с первого до последнего дня прошел и живым остался.

Американцы дарили русским солдатам махровые полотенца

Первый раз в Параде Победы на Красной площади он участвовал 24 июня 1945 года. К тому времени он уже был курсантом пограничного училища, куда его откомандировали сразу после войны. Грудь рядового Крячко украшала самая дорогая для него награда — медаль «За победу над Германией».
Дмитрий Афанасьевич вспоминает, что после торжества каждый участник парада получил огромную коробку с надписью: «Советскому народу от американского народа».

— А там — спицы вязальные, пуговицы, махровые полотенца, которых мы раньше и в глаза не видели — у нас-то вафельные были, — с улыбкой вспоминает фронтовик. — Тростниковый сахар в пакетах, конфеты-помадки, часы, перчатки, мыло хозяйственное и туалетное. И еще витамины из высушенных проросших злаков — правда, мы не знали, как их применять, в воде разбалтывали и пили. Ох и горько было…

Ровно через 60 лет, в 2005 году, в День Победы Дмитрий Крячко снова принял участие в параде на Красной площади. В память об этом событии ветеран хранит карманные золотые часы от министра обороны России и наручные часы от российского президента Путина, с которыми, кстати, не расстается…

Фронтовые истории доводят студентов до слез

Сегодня полковник в отставке Дмитрий Афанасьевич Крячко — первый заместитель председателя Харьковского областного совета организаций ветеранов Украины, председатель комитета ветеранов войны.

— К сожалению, в школьных учебниках историческая правда о Великой Отечественной войне нередко искажается, — сетует ветеран. — На уроки, посвященные этой теме, времени отводится не так уж и много. Получается, что школьники даже не проходят, а пролетают тему войны и устремляются дальше, так ничего и не поняв…

Дмитрий Крячко вспоминает, как в одном из харьковских вузов, прослушав рассказ фронтовика, студентка подняла руку и заявила: «Не такие уж немцы и плохие, как вы тут рассказываете».

— Я тогда промолчал, — говорит Дмитрий Афанасьевич. — Только предложил посмотреть принесенный нами на DVD 20-минутный фильм «Алтарь Победы». Это документальные кадры о фашистских концлагерях. В частности, один из сюжетов рассказывает о генерале Карбышеве, которого фашисты, обливая ледяной водой, заживо превратили в глыбу льда. Смотрю — сидят студенты, слезы платочком вытирают. А после просмотра эта девушка опять руку поднимает: «Извините, — говорит, — Дмитрий Афанасьевич, я была не права...»

Много лет поддерживает Дмитрий Крячко тесный контакт с областной «Книгой Памяти». Эта организация занимается установлением личности солдат, захороненных на Харьковской земле.

— Раздается звонок из Санкт-Петербурга, — рассказывает Дмитрий Афанасьевич. — Звонит петербуржец, разыскивает своего погибшего на фронте дядю, который, по последним данным, похоронен на Харьковщине, в Купянском районе. Я связался с властями этого района, и действительно — один из председателей сельсовета обнаружил на памятнике, установленном на братской могиле в своем населенном пункте, фамилию разыскиваемого человека. Петербургских гостей, вскоре приехавших на могилу родственника, как и положено, встретили по-украински — борщом с пампушками и варениками с вишнями...


Подробности

В День Победы Харьков традиционно чествует ветеранов военным парадом, выступлением звезд эстрады, фейерверком, полевой кашей и фронтовыми ста граммами. Но как живут фронтовики в повседневности, на что имеют право и могут ли это право реализовать?
Украинским законодательством для ветеранов ВОВ предусмотрена целая система льгот и компенсаций.
Участники войны в Украине получают не намного больше, чем обычные пенсионеры, — в среднем 1,5 тыс. гривен (около $200) в месяц.

— Сейчас бы моя ветеранская пенсия немногим превысила тысячу, но в 2005 году я перешел на трудовую пенсию, — делится Дмитрий Крячко. — Такой совет мне дали в областном управлении труда и соцзащиты, узнав, что мой трудовой стаж составляет 60 лет. Так что сейчас пенсия у меня неплохая.

Ежегодно к Дню Победы украинским ветеранам выплачивается разовая сумма в размере, который определяется кабинетом министров Украины. В 2011 году инвалиды войны 1-й группы получат по 1000 грн. (примерно 140 долларов); 2-й группы — 900 грн.; 3-й группы — 800 грн.
Законодательство гарантирует «бесплатное получение лекарств по рецептам врачей; первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгметаллов); безвозмездное обеспечение санаторно-курортным лечением»... Предусмотрен законодательством и бесплатный проезд инвалидов войны всеми видами общественного транспорта. Однако, замечает Дмитрий Афанасьевич, нередко водители маршруток (частные перевозчики) по-хамски отказываются перевозить льготников.
К сожалению, потребности ветеранов удовлетворяются лишь частично.

— Например, бесплатное получение лекарств возможно только по рецепту и лишь в государственных аптеках, — говорит Дмитрий Крячко. — Если же рецепта нет, возможна скидка от 5 до 30% в зависимости от политики аптечной сети.

Участникам Великой Отечественной войны можно нормально полечиться только в специальных клиниках для ветеранов. В остальных же больницах фронтовикам, как правило, приходится платить «в казну» медучреждения, невзирая на то, что лекарственные препараты, пребывание в палате и питание тоже должны оплачиваться государством.
А вот в крымский санаторий Дмитрий Афанасьевич ездит ежегодно (по закону инвалидам ВОВ 1-й и 2-й групп путевки предоставляются бесплатно) — хронический бронхит подлечить.

— Если фронтовик по каким-то причинам отказывается от путевки, ему положена компенсация, — говорит Крячко. — Только составляет она гривен двести всего, то есть в 20 раз меньше стоимости путевки.

Предоставляется фронтовикам и льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг и квартплате.

— За квартиру я вообще не плачу, если общая жилплощадь не превышает 21 кв. метр. Кроме того, 100-процентная скидка действует и при оплате электроэнергии, если я не потребляю больше 65 кВт. Если свет нагорает сверх нормы — разница оплачивается, — объясняет Дмитрий Крячко. — Однако и по сей день множество ветеранов ВОВ живут в квартирах с протекающими кранами, холодными батареями и сквозняками из расшатавшихся окон, поскольку другая норма закона — «первоочередной ремонт жилых домов, квартир и обеспечение их топливом» — в большинстве случаев прописана лишь на бумаге...

 

Ирина Стрельник, корреспондент газеты «Вечерний Харьков», — специально для «Вечернего Петербурга»
↑ Наверх