Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Униженные и оскорбленные, или Скверный анекдот

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского с 2011 года ведет борьбу со стоматологической клиникой

Для начала напомним, что дом, где располагается музей, является объектом культурного наследия федерального значения, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и охраняется государством. То есть размещение информационных надписей и вывесок может производиться исключительно на основании договора с Городским центром размещения рекламы и с разрешения КГИОПа.

Однако, по сведениям сотрудников музея Достоевского, ООО «Красивые зубы» разместило рекламные вывески на двух брандмауэрах, а также установило звуковую рекламу на углу дома без договора и разрешения.

«Преступление и наказание»

Рассказывает Вера Бирон, заместитель директора Музея Достоевского по науке:

— На боковой стене музея клиника пригвоздила огромную вывеску «Стоматология» с подсветкой. Раньше это вообще выглядело как «Стоматология Достоевского» — такой текст, к счастью, хотя бы заклеили. И все равно — если идти к музею со стороны Марата, то получается, что наш дом — это «Стоматология». Летом это меньше заметно, потому что хотя бы есть зелень. Но когда ее нет, то есть месяцев восемь в году, надпись очень бросается в глаза. Причем после ремонта вывеску заново вешали ночью, очевидно, чтобы мы не вмешались. Плюс на нашем углу на уровне квартиры Достоевского повесили мегафон, который в разное время включается и начинает рассказывать, какие челюсти у них можно вставить...

Сотрудники музея сообщают: пытались разобраться, объяснить директору клиники, что это неприлично. Но все было безрезультатно. 

В середине 2012 года музей просил городские власти проверить основания для размещения рекламы и обязать «Красивые зубы» за свой счет демонтировать установленные объекты, а также восстановить поврежденные стены здания.

Между тем управление по охране и использованию объектов культурного наследия подтвердило, что в КГИОП таких заявок не поступало и, соответственно, рекламу никто не согласовывал. Прокуратура Центрального района возбудила административные производства в отношении генерального директора «Зубов» Игоря Севостьянова по ч. 1 ст. 7 КоАП РФ.

— Почему мы должны бороться против того, чего явно быть не должно? Тут же дело не только в нашем музее — речь о культуре города, культуре предпринимательства. Если я займусь производством, например, трусов, то могу свою рекламу повесить, скажем, на фасаде Русского музея или Эрмитажа? — спрашивает (риторически, конечно) заместитель директора.

«Бедные люди»

Мы позвонили в клинику «Красивые зубы» и попросили соединить нас с директором Игорем Севостьяновым.

— У нас действительно есть разрешение. Не запрещено вешать рекламу на памятниках культурного наследия. Просто нужно получить соответствующее согласование, — рассказал наш собеседник, не пожелавший назвать свое имя, а представившийся просто как «главный врач». — Мы согласовывали это в нескольких инстанциях, а окончательно — в комитете по градостроительству и архитектуре.

Между тем эта информация подтверждается: из учреждения «Городская реклама и информация» 20 мая в музей пришло сообщение, что к ним поступили листы согласований на размещение «дополнительного элемента устройства фасадов зданий и сооружений», утвержденные комитетом по градостроительству и архитектуре на срок действия с 26 января 2011 года по 26 января 2014-го. Поэтому демонтаж рекламы невозможен.

— Вот это — абсурд! — восклицает заместитель директора музея. — Какие-то гоголевские листы, которые, откуда ни возьмись, поступили на «дополнительные элементы устройства фасадов», а не на рекламные вывески. Получается, нам нужно судиться с КГА.

«Игрок»

— Я с музеем совершенно согласен: на фасаде нельзя вешать вывески. Но они там и не висят, — в свою очередь говорит анонимный представитель стоматологической клиники. — У входа в музей, со стороны Кузнечного переулка или улицы Достоевского, ничего нет. Мы все понимаем и даже не просили там места под вывески. А мегафон на углу дома к рекламным объектам вообще не имеет отношения. Одна наша скромная вывеска висит на флигеле внутри двора. Этот флигель построен в 1917 году. А Достоевский, как известно, проживал в доме в другие годы. А другая — на глухой стене, которая тоже не выходит в Кузнечный переулок. Так что мы ничего не нарушали. 

Надпись «Стоматология», считает главный врач, никак не может повредить памяти Достоевского, ведь у него и в романах встречалась эта тема. 

— И потом, у нас же весь город — культурный, — говорит стоматолог. — Но невозможно запретить все вывески. Давайте искать компромисс, делать стилизации. А снимать все — люди должны ведь как-то жить, платить налоги...

Однако в возможности компромисса в этом случае представитель клиники сомневается:

— Как тут пойдешь навстречу музею? Требуют: «Снимите — и все». Не говорят «Сделайте поменьше, стилизуйте шрифт, измените форму». Там сидят дамы соцэпохи, у них черное и белое, «можно» и «нельзя». Я их прекрасно понимаю, у меня мама такая же. А мы немножко помоложе и готовы к компромиссам. 

P. S. Как выяснилось, это не единственная беда музея. Еще у входа сидят бабушки, которые продают старое белье и зелень, и это тоже никого не волнует. Полиция гоняет их от Кузнечного рынка. «А мы что, должны платить милиционерам, чтобы они у нас не стояли? Бабушек, конечно, жалко, но вид у музея получается странный», — говорят сотрудники музея писателя.

↑ Наверх