Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Луддиты по-петербургски

Домоуправы ряда районов сознательно присваивают плату за воду и тепло

 

Новые Правила предоставления коммунальных услуг сейчас не ругает только ленивый. Но ведь именно в них содержится требование рассчитываться за тепло и воду по показаниям общедомовых узлов учета — то есть оплачивать только фактически полученные коммунальные ресурсы. Так почему же люди недовольны?

Как оказалось, потому, что к неразберихе и прямым злоупотреблениям приложили руку домоуправы. Выходит, английские разрушители машин и станков XVIII века — луддиты — нашли своих последователей у нас?

Как выяснилось, с приборами учета в Петербурге складывается весьма неоднозначная ситуация. О ней рассказал генеральный директор ГУП «ТЭК СПб» Артур Тринога (на фото). 

— Артур Михайлович, возможно ли оценить степень оснащенности Петербурга узлами учета тепла и воды?
— В зоне ответственности ГУП «ТЭК СПб» находится более 10 тысяч многоквартирных домов. Закон «Об энергосбережении» давал УК (в том числе жилкомсервисам) и горожанам три года на добровольную установку узлов учета. С 1 июля прошлого года эта обязанность перешла к ресурсоснабжающим организациям. Мы должны выявить дома, где таких узлов нет, и установить их к 1 июля 2013 года. Таковых оказалось около полутора тысяч, в них требуется установить примерно 2070 узлов учета. Это обойдется в сумму около 2 миллиардов рублей. Свободных денег на установку узлов учета у нас нет, ведь это около 10% годовой выручки ГУПа. Придется идти за средствами к кредиторам.

Установив узлы учета, в соответствии с законом мы вынуждены будем включить их стоимость в платежи населения независимо от желания или нежелания горожан, с рассрочкой оплаты на 5 лет. Но даже при таком условии обязательные платежи могут стать неподъемными для населения. Например, в Приморском районе есть дом, в котором из-за устаревшей системы подключения требуется поставить 18 (!) узлов учета. Каждый узел стоит 300 — 600 тысяч рублей — посчитайте, сколько должны будут платить жители! Разве им это под силу? К тому же без узлов учета в основном остались те дома, в которых жители изначально не хотели их ставить, — и вряд ли их позиция изменится.

— Возможно, лояльность горожан будет обеспечена за счет той выгоды, которую нам обещают от использования узлов учета? Ее уже можно посчитать?
— Управляющие компании зачастую не предоставляют нам показания своих узлов учета. Тем не менее, по ряду данных, тех, кому приборы учета оказались выгодны, — подавляющее большинство. Например, в одном из домов на Индустриальном проспекте до начала действия новых Правил предоставления коммунальных услуг отпуск тепла по нормативам (то есть по расчетам) составлял 6720 Гкал в месяц, а по факту — то есть по показаниям узла учета тепла — расход, например, в октябре оказался 4847 Гкал. В одном из домов на проспекте Ударников разница составила более 1700 Гкал.

Управляющие организации зачастую не предоставляют ГУП «ТЭК СПб» показания своих узлов учета

— Если экстраполировать приведенные вами цифры на весь город, получается, что горожане ранее переплачивали за тепло и ГВС процентов 30?
— Итоговая разница будет не столь ощутимой, как в первые месяцы отопительного сезона: за морозные дни людям приходится платить больше. Но если говорить в целом, то переплата была — и достаточно существенная. Только к нам в ГУП «ТЭК СПб» она не попадала. Получив от нас счета на основании данных узлов учета, УК зачастую брали с граждан оплату по нормативам. Разница оставалась на счетах УК.

— Есть какие-то данные о размерах «лишних» сумм?
— Мы можем судить об этом только косвенно. Так, одному из жилкомсервисов города мы выставили счета на 625 миллионов рублей, а население через ВЦКП заплатило 650 миллионов. В сущности новые правила повлияли лишь на взаимоотношения горожан и управляющих организаций, так как именно они являются исполнителями коммунальных услуг. Мы, как и раньше, поставляем тепло до дома и выставляем счета УК «по факту» — по показаниям счетчиков. Данные дают УК. Если узла учета нет, идет расчет по нормативу — опять же на основании предоставленных самими жилищными организациями данных о площади жилых и нежилых помещений в доме, количестве прописанных и т. д. Как они дальше делают поквартирные начисления, нам неизвестно, хотя хотелось бы знать. Соответственно, вопросы и претензии по индивидуальным начислениям горожанам следует направлять не поставщикам коммунальных ресурсов, а своим управляющим организациям — в жилкомсервис, ТСЖ, УК.

В начале февраля, кстати, мы открыли на базе нашего филиала «Энергосбыт» мини-офис для горожан, чьи дома находятся в зоне обслуживания нашей компании. Здесь мы бесплатно консультируем жителей по вопросам взаиморасчетов исполнителей коммунальных услуг и населения. Но еще раз повторю, суммы в индивидуальных квитанциях рассчитывают не ресурсоснабжающие компании, а жилищные организации или Вычислительный центр коммунальных платежей — ВЦКП (для тех, у кого розовые квитанции).

— Насколько я понимаю, с принятием новых правил суммы в платежках должны стать более прозрачными. Ведь УК (в том числе жилкомсервисы) обязаны каждый месяц информировать горожан о показаниях общедомовых узлов учета и на их основе рассчитывать ОДН — расходы на общедомовые нужды...
— С расчетом по показаниям общедомовых узлов учета складывается странная ситуация. Мы провели обследование домов с узлами учета. Оказалось, что во многих из них счетчики по разным причинам отсутствуют или условия их содержания не соответствуют требованиям, хотя жители этих домов оплачивают эти опции. Естественно, приходится выставлять счета по этим домам по нормативу исходя из данных, предоставленных теми же жилищными организациями. Прослеживается четкая «районная» география таких домов. Хуже всего обстоят дела в Невском и Красногвардейском районах — кстати, и должников среди УК там гораздо больше, хотя население в основном платит вовремя. Так, в ЖКС №1 Невского района узлы учета стоят в 97% домов, а показания нам давали от 48%. В ряде случаев узлы учета сознательно портят. Вряд ли это делают жители, в конце концов, для этого нужна хоть какая-то техническая подготовка и информация об их размещении и способе доступа.

Голубая мечта каждого горожанина — иметь индивидуальный прибор учета потребления тепловой энергии, а также возможность регулировать это самое тепло в зависимости от необходимости и собственных пристрастий

— Вслух об этом не принято говорить, но «саботаж» в отношении узлов учета — показатель присутствия большого числа неучтенных жильцов. Тех же гастарбайтеров. Может быть, в этой ситуации поможет право на санкции по результатам проверки, положенной как минимум раз в квартал?
— Право мы имеем, однако оно трудноосуществимо. Напомню, в зоне теплоснабжения ТЭК более 20 тысяч узлов учета, и мы готовы организовать работу по проверке каждого из них. Но доступ к узлам возможен только в присутствии представителя УК, а жилищники зачастую просто не допускают наших специалистов к приборам. Или, например, накануне нашей ревизии узел учета сдается в ремонт, на поверку, причем делается это именно в отопительный сезон. Таких примеров масса.

— И какой же выход?
— Мы полагаем, оптимальным было бы решение о передаче узлов учета в хозяйственное ведение ресурсоснабжающим организациям. Пойти на такой шаг мы можем только с условием, что это найдет отражение в тарифе. Цена вопроса — около 10 — 20 рублей к стоимости одной гигакалории. В ежемесячных платежах населения это составит менее рубля. Считаем этот путь наиболее безболезненным для потребителя, а нам он даст возможность навести порядок и обеспечить достоверность показаний и доступность их как для УК, так и для населения. Напомню, сделать это возможно в режиме онлайн через веб-интерфейс — если унифицировать имеющиеся и установить недостающие устройства удаленного доступа. Даже исходя из технических условий для этого требуется единый хозяин.

— Народ вас не поймет. Скажут, опять вы требуете роста тарифов…
— Жители должны понимать, что сейчас бремя расходов на узлы учета лежит на них. А это не только установка, но и техническое обслуживание, поверка, ремонт, съем данных... К тому же большинство узлов учета в городе нуждается в модернизации или оборудовании устройствами удаленного снятия информации — и тоже за счет жителей. Иных источников не предусмотрено. Так было с момента принятия закона, просто иногда жилищные организации «скрывали» эти расходы в различных строках квитанций. Теперь же они должны стать прозрачными — идти отдельной строкой. Поэтому необходимо сделать выбор: поручить установку, обслуживание и эксплуатацию УУТЭ с передачей в собственность или хозяйственное ведение теплоснабжающим организациям либо решать эти вопросы самим с помощью множества компаний и «компашек» на этом рынке.

 

Бесплатный консультационный центр ГУП «ТЭК СПб» по взаиморасчетам исполнителей коммунальных услуг и населения расположен на Белоостровской ул., 6, часы работы: пн. — пт.: 10.00 — 20.00. Телефон 334-70-53.

Для проверки правильности начислений за отопление и горячее водоснабжение жителям необходимо принести на прием счета на оплату коммунальных услуг за последние 3 месяца, а также паспорт и свидетельство о праве на собственность.

 

 

↑ Наверх