Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2019

Уродцы — не главное!

В этом году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (или Кунсткамера) отмечает 300-летие. Но когда именно?

На вопрос о дате ответить сложно, объяснил директор музея Юрий Чистов на встрече с журналистами. Встреча, кстати, прошла 19 ноября, в день рождения Михайлы Ломоносова — одного из славнейших сотрудников Кунсткамеры за всю ее историю.

Будет еще юбилей

— Конкретного дня основания Кунсткамеры нет, — рассказал директор. — Петр I отдал устное распоряжение о создании «библиотеки с кунст- и натуралкамерой», и мы знаем только, что это произошло осенью 1714 года. А распоряжение было таково: привезти из Москвы личную коллекцию Петра. Что-то в ней было унаследовано от его отца, царя Алексея Михайловича, часть коллекции была куплена в Европе во время Великого Посольства. Экспонаты были перевезены в Петербург той же осенью 1714 года, как только было завершено строительство Летнего дворца. Шотландцу Роберту Эрскину, выпускнику Оксфорда, лейб-медику Петра, была поручена организация Кунсткамеры. Немец Иоганн Шумахер готовил каталоги и экспозицию. Но устроить ее было уже негде, места не хватало. Новое здание — огромное по меркам тогдашнего Петербурга — начали строить в 1718 году. А в 1719 году решили поместить коллекцию и открыть для публичного доступа в Кикиных палатах — боярина Кикина, который был казнен из-за участия в заговоре царевича Алексея. Надеюсь, что в 2019 году мы отпразднуем и этот юбилей — открытия Кунсткамеры для публики.

Но оказывается, не только момент рождения Кунсткамеры мы представляем себе смутно. Из разговора с директором выяснилось, что Кунсткамера как учреждение просуществовала лишь до 1836 года. Тогда в связи с введением нового устава Академии наук официально она разделилась на ряд учреждений и академических музеев, которые мы сегодня знаем как Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи в Москве; Азиатский музей (ныне Институт восточных рукописей РАН). Значительная часть коллекции, например живопись и мемориальный кабинет Петра, включая восковую персону, была передана в Эрмитаж.

Посылочку весом в пуд…

— Каждый день, приходя на работу сюда, нельзя не чувствовать традиций, — рассказал замдиректора Ефим Резван. — Они у нас очень демократичные. Указ Петра о том, что можно отправлять посылочку весом в пуд, что-нибудь «зело интересное», продолжал действовать даже после революции. Скажем, купец в китайском Туркестане что-нибудь находил — и посылал нам. Поэтому если б надо было поставить памятник собирателю Кунсткамеры — кому бы он был? Казаку или купцу.

Поэтому Кунсткамера, объяснили сотрудники, — музей по-настоящему народный. И вокруг него даже складывается свой городской фольклор — важнейшее для музея свойство. Считается, например, что тут хранится множество «энергетически мощных» артефактов. Эзотерики из разных стран собираются, чтоб поконтактировать с ними.

А вот когда Кунсткамеру посетители или журналисты считают в первую очередь «собранием монстров и уродов» — это неверно и досадно. Потому что коллекция Кунсткамеры, даже ее анатомиче­ская часть, — намного богаче, древнее и интереснее.

С другой стороны, Кунсткамера — учреждение, которое одновременно является музеем и научно-исследовательским институтом. Экспедиции для пополнения коллекции начали отправляться еще при Петре и организуются до сих пор. За последние 50 лет их было 283 — во все точки России, ближнего и дальнего зарубежья, вплоть до Океании и Южной Америки.

Каждый год выпускается 500 автор­ских листов книг, 15 — 17 монографий, два серьезных научных журнала.

Не без неандертальцев

В год своего трехсотлетия Кунсткамера живет и даже молодеет. Замдиректора Юлия Купина рассказала, что музей собирается вести мощную работу с посетителями — особенно со школьниками — на виртуальной ниве, создавать новую медиа­среду. Юбилею будет посвящена двухдневная научная конференция. Выйдет 750-страничный том «Летопись Кунсткамеры» — хроника истории музея за более чем сто лет его существования в XVIII и XIX веках. Уже вышел очередной том научного каталога о коренных обитателях Америки, готовятся, как рассказывают сотрудники, невероятно красивые и столь же невероятно тщательно подготовленные каталоги коллекций буддийского и палеолитического искусства...

Наконец, в Кунсткамере происходят и настоящие открытия. Сотрудники оставили самое интересное напоследок, долго намекая на какую-то «сенсацию». Наконец, проговорились. Оказалось, дело вот в чем. Кунсткамера располагает одной из самых крупных антропологических коллекций — в 180 тысяч единиц. Говоря приземленно, здесь хранится множество костей людей, живших на территории России и сопредельных стран с палеолита до XVIII века, и буквально выстраивается очередь исследователей со всего мира, которые хотели бы с ними работать. Особо интересный и редкий памятник — это полностью сохранившийся скелет древнего человека, найденный во время раскопок верхнепалеолитической стоянки Маркина гора в Воронежской области. Экспонат, датированный периодом 35 — 36 тысяч лет до нашей эры, прекрасно сохранился. Его изучали все эти годы. Однако прорыв в исследованиях лишь недавно совершили сотрудники университета Копенгагена.

— Сейчас получили массовое распространение новые технологии изучения ДНК, взятой из древних костей, — говорит заведующий отделом антропологии Кунсткамеры Валерий Хартанович. — Еще лет 10 назад мы не могли себе представить такие технологии. И в результате этих исследований получены интереснейшие выводы. Во-первых, по всей видимости, подтвердилась теория о том, что неандертальцы участвовали в формировании человека современного вида. Кроме того, древний человек содержал в себе особенности почти всего современного человечества, но уже тогда начали формироваться признаки, характерные для современных европейцев.

Чтоб глобусу было комфортней

Сотрудники Кунсткамеры рассказали еще и о проблемах, которые все-таки есть даже в юбилейный год. Отчасти они связаны с невозможностью бюджетироваться одновременно и как НИИ, и как музей, хотя, как сказали сотрудники, нынешний учредитель Кунсткамеры, Федеральное агентство научных организаций, пытается решить эту проблему.

Кроме того, надежды на указ президента к юбилею о дополнительном финансировании пока не оправдались. 

Оказалось, что катастрофически не хватает объемов фондохранилищ, а в нынешних — совершенно неподходящие условия хранения этнографических коллекций. Есть трудности с обновлением экспозиции.

Зато средства найдутся на то, чтоб реконструировать башню Кунсткамеры. Армиллярная сфера на ее вершине в хорошем состоянии, но сама башня сгорела еще в XVIII веке, а восстановлена была лишь в 1949 году — и не очень качественно. Теперь она будет обновлена и оснащена климатической установкой — для того чтобы находящийся в ней Готторпский глобус чувствовал себя как можно комфортней.

↑ Наверх